Вторая область применения техники кивка - это поддержание беседы. Вот как это
делается. После того, как вы задали открытый вопрос или использовали "мостик", а
собеседник начал вам отвечать, кивайте, слушая ответ. Когда собеседник замолчит,
продолжайте кивать и кивните еще раз пять со скоростью примерно один кивок в секунду.
Обычно к тому моменту, когда вы досчитаете до четырех, собеседник начинает говорить
снова и может дать вам ценную информацию. И до тех пор, пока вы киваете, держа руку у
подбородка, вы совершен но не будете испытывать давления со стороны собеседника и
сможете сохранять молчание столько, сколько вам захочется.
Легкие ободрители
Пока ваш собеседник говорит, советую вам ободрять его, применяя легкие ободрители.
В такой роли могут выступать предложения "Понимаю", "У-гу", "Правда?", "Продолжайте,
продолжайте". Такие фразы значительно увеличивают продолжительность реплик
собеседника, а также объем получаемой вами информации.
Легкие ободрители в комбинации с техникой кивка и использованием "мостиков" -
это наиболее эффективное средство поддержания разговора.
Глава 6
Как говорить искренние комплименты и честно хвалить собеседника
"Хвалить его? Я должна его поздравить, что он провалился по английскому и
математике? А за историю, физику и химию мне тоже его хвалить? Только тройки! Три, три,
три и еще раз три! А я должна сказать: "Мой дорогой мальчик! Ты очень продвинулся на
пути к работе мусорщиком!* Ни за что! Я просто была недостаточно строга с ним. Вот в чем
моя проблема!"
Большинству из нас приятно, когда окружающие поступают так, как нам бы
хотелось. Некоторые родители хвалят детей за то, что они хорошо едят или спокойно
играют. Некоторые соседи благодарят друг, друга за вечерний покой.
Но только тогда, когда люди поступают неприятным для нас образом, мы обращаем
на них внимание - и немедленно! Мы начинаем критиковать, детально разъяснять, почему
поведение собеседника "плохое" или "неправильное", как он должен был поступить в этой
ситуации. Люди начинают кричать, угрожать, иногда могут даже ударить собеседника,
чтобы добиться желаемого.
Усиленный возврат
Игнорируя поведение, которое вам нравится, и наказывая за то, что кажется вам
неверным, вы никогда не сумеете объяснить окружающим, чего хотите от них добиться.
В соответствии с теорией изучения поведения отношение окружающих к вам
определяется вашей реакцией. Действия, которые вы поощряете или вознаграждаете,
повторяются гораздо чаще, в то время как поступки, которые вы игнорируете, становятся
редкостью. Поступки, вызвавшие наказание, тоже становятся более редкими, однако если
человек стремится привлечь внимание, он может повторять их, предпочитая наказание
отсутствию внимания с вашей стороны. Вспомните хотя бы то удовольствие, которое дети
получают от сквернословия, после того как они ощутили негативную реакцию на подобные
слова со стороны взрослых.
Специалисты по поведению называют это явление "усиленным возвратом". Вам
будет легче запомнить это с помощью диаграммы.
Поведение - Похвала - Повторение Поведение - Безразличие - Исчезновение
Итак, подведем первые итоги.
1. Советуем вознаграждать те поступки, которые вам нравятся.
|