моей работы. Если мы сюда переедем, то будем слишком мало видеть друг друга, а это
]а)жст повредить нашему браку.
МАРК: Да, это так, но мне так хотелось жить за городом. (Послушай, есть те, кто
говорит, и те, кто делает. Давай наконец что-нибудь сделаем!)
Обратите внимание, что хотя все участники разговора согласились с правдой, никто
не чувствует себя униженным. Наоборот, все находятся в положении ук а \к с собеседником.
Такую ситуацию, по словам Томаса Харриса, можно охарактеризовать словами "Я в порядке
- ты в порядке". Если вы начинаете избегать критики или разъяснять и извинять свое
поведение, ситуация меняется. Теперь ее можно сформулировать так: "Я не в порядке - ты в
порядке". Когда вы начинаете огрызаться, ситуация становится следующей: "Я в порядке -
ты не в порядке".
Соглашаясь с критикой, вы очень скоро почувствуете себе комфортнее в ситуациях,
которые раньше казались вам трудными и неприятными.
Научиться соглашаться с правдой очень несложно. Первый шаг - это подумать о том,
справедлива ли критика в ваш адрес или, по крайней мере, заслуживает ли она внимания.
Если вы часто слышите одни и те же критические замечания в свой адрес, то стоит
задуматься, а не имеют ли они под собой реальных оснований. (Когда вы согласны с
критикой, то советую вам подтвердить свое согласие, повторяя ключевые слова собеседника.
Приведу пример. "Ты наверняка опоздаешь" - "Да, ты прав, скорее всего я сегодня
задержусь". Или "Ты не убрал свою комнату" - "Да, вы правы, я не убрал свою комнату".
Такой подход гораздо лучше показывает, что вы внимательно отнеслись к критике и
согласились с ней, чем когда вы просто отвечаете "Да" или "Вы правы".)
Если вы не полностью согласны с критикой и не собираетесь поступить в точности
так, как хочет ваш собеседник, все равно советуем вам согласиться с правдой, а затем
сказать, что именно вы собираетесь сделать по-другому. Таким образом вам удастся
сохранить спокойную атмосферу разговора. Даже если вы вообще не хотите поступать так,
как говорит собеседник, лучше будет утвердительно сказать об этом, после того как вы
согласитесь с правдой, а затем предположить, что подобный поступок может вызвать
проблемы у другого человека. То, что вы подтвердили свое внимание к словам вашего
критика, вполне удовлетворит его. Он начнет относиться к вам уважительно, так как вы
проявили откровенность. Скорее всего он начнет относиться к вам лучше, чем если бы вы
просто согласились с его словами, сделав вид, что собираетесь работать над проблемой, а
затем оставили все как есть.
Очень часто критика в ваш адрес высказывается не в категоричной форме.
Собеседник использует слова "часто", "всегда", "никогда", чтобы описать неправильность
вашего поведения ("Ты всегда опаздываешь", "Ты никогда не прислушиваешься к моему
мнению") или просто клеймит вас неприятными характеристиками ("Ты глуп", "Ты
неудачник", "Ты эгоист"). Когда вы сталкиваетесь с излишне резкой и несправедливой
критикой, полезнее всего будет согласиться с ней хотя бы частично, в той части, которая
кажется вам справедливой, и не согласиться с остальным. Повторение того, с чем вы
согласны, поможет вам легче доказать собеседнику ваше несогласие.
Приведем несколько примеров из наших семинаров.
ЭДДИ: Ты всегда опаздываешь.
АЛЛЕН: Я действительно сегодня опоздал, хотя весь месяц приходил первым.
КАМЕРОН: Ваша компания постоянно задерживает выполнение заказов.
РОБЕРТ: Да, мы действительно немного задержались, но теперь мы начали работать
вполне ритмично.
ГАРРИ: Ну до чего же ты медленно ешь!
САНДРА: Да, сегодня я отстала от тебя, но в прошлый раз мне пришлось тебя
дожидаться.
ДЖЕРРИ: Ты упустил такую сделку! Ты просто неудачник!
ДЭВИД: Да, на этот раз я потерпел неудачу, но на прошлой неделе мне удалось
|