Так, например, ньютоновская физика революционизировала не только
существовавшую до нее картину мира, но и дала толчок неслыханному развитию,
прежде чем Эйнштейн пересмотрел и усовершенствовал ньютоновскую картину мира,
чем вновь значительно продвинул дело вперед.
Возможно, наши сегодняшние начинания в области кинесики в конце концов окажутся
«ньютоновскими» умозрительными попытками? Возможно, завтра или послезавтра
придет «Эйнштейн от кинесики», который иначе взглянет на наши знания и
откорректирует, а то и заново перепишет наши начинания? Но, несмотря на это, мы
можем применять в текущей жизни сегодняшние знания. Ньютоновская физика
продержалась 200 лет и дала многочисленные практические результаты, прежде чем ее
фальсифицировали и усовершенствовали. Кинесика существует всего лишь несколько
десятилетий, но она уже доказала, что может быть полезна тем, кто знает, как
использовать ее рекомендации, применяя их в своей ежедневной практике!
Я желаю, чтобы вы извлекли именно такую пользу из информации, приведенной в этой
книге, потому что это ее главная цель!
Основы осознанного восприятия
1.1. Введение
Человеческое восприятие имеет одну очень важную особенность: человек
воспринимает быстро сменяющиеся раздражения не как последовательность
чувственных ощущений, а как обобщенный образ. Это вы можете проверить сами,
проведя следующий эксперимент. Зажгите сигарету и выключите в комнате свет. Если
вы, медленно передвигая сигарету, «нарисуете» в воздухе круг, то вы увидите
кругообразное движение огня; если же вы выполните то же движение, но стремительно,
вы увидите только форму (сам круг). Это наблюдение будет еще нагляднее, если
провести его перед зеркалом.
Этот феномен объясняется тем фактом, что мозг постоянно старается найти различия,
внести порядок в кажущийся беспорядок, дополнить недостающее и так далее.
Конечно, это происходит так быстро, что мы не осознаем самого процесса. Поэтому
при эксперименте с сигаретой вы воспринимаете общую фигуру «круга». Точно так же
происходит и при встрече с кем-либо. Информация об облике человека поступает к нам
через органы зрения, слуха, осязания и т. д. Но мы редко выделяем какой-либо один
фрагмент информации, если только он не выходит за рамки привычного («сегодня у
него какое-то вялое рукопожатие»), обычно мы воспринимаем человека «в целом», как
бы мгновенно «складывая» разрозненные детали в общий образ. Мы говорим о том, что
у нас возникает впечатление об этом человеке. Впечатление, несмотря на то что оно
«одно», фактически составлено из бесконечного количества нанизанных друг на друга
и слившихся в единое целое частных впечатлений.
Таким образом, при взгляде на человека мы последовательно замечаем, например,
телосложение, позу, мимику, жестикуляцию, однако ощущаем этот процесс восприятия
как «одновременный», так как завершается он очень быстро. В тот момент, когда этот
человек начинает говорить, к нашему образу, нашему «одному» впечатлению
присоединяются также и интонация, мелодия голоса, ритм языка, сила звука,
возможная диалектная окраска и многое другое. Внимательный наблюдатель может
заметить и другие важные детали с «первого взгляда», например пятно на одежде,
|