как это связано с нашей дневной жизнью. Однако категоричность вышеприведенных
рассуждений пока еще явно преждевременна и необоснованна, ибо, чтобы определить
связь между нашей дневной и ночной позами, мы должны точно видеть в том числе
и во сне наше тело. То есть мы должны одновременно и спать и наблюдать за собой
спящим. Понятно, что без привлечения технических средств и скрупулезного анализа
снятого киноматериала здесь не обойтись. Далеко не каждый из нас решится на этот
путь, а если кто-то все же решится, то... ему следует читать совсем другую книгу. Мы
же с вами условились, что первый метод восприятия, требующий профессионального
подхода, нами рассматриваться не будет.
В заключение этой главы о позе я хотела бы еще раз самым категорическим образом
подчеркнуть, что чаще всего информационны именно группы сигналов. Исходя из
этого, предшествующая информация часто будет приниматься во внимание только в
связи с сигналами, которые мы будем обсуждать далее.
Язык интонации, мимики, жестов
Мимика
Как мы уже говорили, под мимикой мы понимаем изменения, которые можно
наблюдать на лице человека. При этом мы учитываем не только черты лица, контакт
глаз и направление взгляда, но и психосоматические процессы, например побледнение
лица. Наконец, сюда же мы относим и общие движения тела, например кивок головой,
разворот вполоборота (причем последнее, в зависимости контекста, можно
классифицировать и как позу).
Как обычно, при оценке сигнала особое внимание нужно обращать на согласованность.
Пока мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не
воспринимаем ее отдельно. Когда же несогласованность становится достаточно
сильной, это бросается в глаза даже неопытным в общении людям. Более опытные
способны различать большое количество мимических сигналов; они в состоянии
воспринимать даже незначительные помехи и несогласования (как, впрочем, и первые
сигналы просветления, одобрения и т. п.). Зачастую то, что человек шутит, можно
понять лишь по едва заметной усмешке. Несогласованность может проявиться и в
случае, когда собеседник вопросительно поднимает бровь, что на самом деле означает:
«Да, я отлично понимаю, что вы имеете в виду».
Во время семинаров при обсуждении этой темы часто поднимается вопрос, в какой
степени можно манипулировать своими неязыковыми сигналами. Как можно незаметно
скрыть свои эмоции и чувства? Можно ответить примерно так. Конечно, каждый может
научиться довольно сильно влиять на язык своего тела. Но вот управлять мышцами
лица почти невозможно. Кто-то вполне может внешне выглядеть совершенно
спокойным, научившись контролировать свои руки (например, он может сплести
пальцы рук и тем самым унять их нервную дрожь). Несмотря на это, если внутреннее
беспокойство есть, оно все равно отразится, и прежде всего на лице. Почему же так
тяжело манипулировать лицевыми мышцами? Слово «манипулировать» происходит от
слова «manus» (лат. «рука»). Чтобы можно было нечто «держать в руках», нужно его
хорошо знать. Мы не настолько хорошо знаем наши лицевые мышцы, чтобы уверенно
владеть ими. Вообще говоря, мы не знаем ни как мы выглядим, ни как наш облик
воздействует на окружающих. Попробуйте прямо сейчас оценить свое собственное
выражение лица...
|