Но вернемся еще раз к ситуации приема гостей: предположим, хозяин дома в процессе
разговора время от времени угощает нас прекрасно приготовленными вкусностями, но
при этом поднос с ними резко и неожиданно сует прямо под нос гостя. Такое действие
мы вправе воспринять как сигнал. Причем смысл его можно разгадать лишь с помощью
последующих действий хозяина: может быть, он в этот момент чем-то раздражен, или
это такая манера шутить (которая смешна разве что ему самому!), или у него
отсутствует чувство границ интимной зоны другого человека, что некоторые авторы
истолковывают как проявление эгоизма. Но может быть, он просто хотел, чтобы на
него обратили внимание, аналогично тому, что мы видели в предыдущем примере.
В этой связи следует упомянуть также несуразные действия, которые могут смутить
окружающих или вселить в них неуверенность. Один пример такого поведения мы уже
приводили раньше когда мать застегивала пальто своей дочурки после утверждения,
что она уверена в способностях дочери самостоятельно сделать это. Родители,
инструкторы и педагоги ежедневно предоставляют нам бесконечное число
аналогичных примеров, когда они оказываются неспособными войти в положение
обучающегося и из-за своей нетерпеливости предпочитают делать за него все сами, и
т. д. Так, например, отец сидит рядом с сыном на ковре и хочет «помочь» ему собрать
штепсельную розетку. В то время как юноша соображает, что следует сделать
следующим шагом, отец это уже подсказывает. Может ли в таком случае сын считать,
что он и сам справился бы с этим делом? Как он может быть уверенным в своих силах
и развивать свои способности дальше, если ему не дают возможности проверить их на
практике? Здесь опять есть смысл напомнить об опасности возникновения эффекта
Пигмалиона.
Многие участники семинаров затрагивают тему языка тела применительно к водителю
автомобиля. Они хотят знать, до какой степени манера поведения водителя за рулем
может являться сигналом. Здесь, на мой взгляд, следует подумать о двух вещах. Во-
первых, насколько важно для человека, какое впечатление сложится о нем у другого.
Во-вторых, следует учитывать, что человек чувствует себя в своем автомобиле как в
своей крепости, что до известной степени меняет его реакцию. Этим, вероятно,
объясняется также и то, почему некоторые водители за рулем собственной машины
чувствуют себя более раскованно, чем вне ее. Несмотря на это, можно до известной
степени считать за истину, что поведение за рулем вообще типично для этого человека.
Когда водитель на шоссе «тупо» едет слева и едущему за ним наставительно указывает
на каждый знак ограничения скорости, то тем самым он несомненно «объявляет»
основную черту своего характера. Вероятнее всего, он и вне автомобиля любит поучать
других!
Таким образом, если вы во время поездки хотите улавливать сигналы, исходящие от
водителей, вы должны, во-первых, принимать во внимание, что контрольные вопросы
при этом возможны лишь в крайне редких случаях. А во-вторых, вам должно быть
ясно, что, находясь непосредственно в потоке машин, мы зачастую весьма субъективны
и воспринимаем и судим (осуждаем) происходящее с сильной эмоциональной
окраской. Если в наших глазах водители, сбавляющие скорость перед светофором,
просто «идиоты», то мы в этот момент предпочитаем «не видеть», что это вполне
рациональная и рекомендуемая мера предосторожности. Если мы слишком
эмоционально реагируем в адрес водителя, который на наших глазах стартует много
быстрее или много медленнее, чем принято, или по поводу опустившегося прямо перед
нашим носом шлагбаума, то, конечно, это раздражение вряд ли стоит рассматривать в
качестве сигнала, требующего какой-то специальной интерпретации. Это обычный вид
проявления нетерпеливости или в крайнем случае низкой эмоциональной культуры.
|