Больше половины школьных учителей принадлежат к сенсорно-рациональным (SJ) типам, что
ставит интуитивно-логических (NT) учеников в тяжелое положение. NT испытывают потребность в
четких, уверенных знаниях и считают, что учителя должны обладать такими знаниями. Поэтому они
ежедневно устраивают им проверки (как и родителям, друзьям и самим себе). В результате ученики NT
приобретают репутацию упрямых, нахальных и самонадеянных спорщиков. В действительности же они
просто проверяют знания учителя и собственное понимание предмета. Наша подруга в своей
докторской диссертации установила взаимосвязь между типами студентов и качествами, которые
нравятся и не нравятся преподавателям. Она выяснила, что интуитивно-логические студенты вообще и
ENTJ в особенности не вызывают особых симпатий у большинства преподавателей, a ESFJ и этики
вообще обладают теми качествами, которые кажутся учителям наиболее привлекательными. ESFJ
самые любезные из 16 типов (подробнее мы расскажем о них в главе 10). Они всегда стремятся угодить
преподавателю.
Разумеется, учителя стараются завлечь любимых учеников в преподавание (поэтому около 60
процентов школьных учителей принадлежат к SJ-типам). Сенсорно-рациональные ученики действуют
по принципу «учитель должен обучать, а ученик должен учиться». Следовательно, они хорошо
запоминают то, что должны запоминать, вовремя (и аккуратно) делают домашние задания, получают
хорошие оценки и учатся всему, что нужно для того, чтобы стать хорошим учителем. SJ обычно хорошо
понимают, в чем состоят роли и обязанности ученика и учителя, и прекрасно выполняют эти роли.
Хуже всего в нашей системе образования приходится иррациональным сенсорикам (SP). Они
живут настоящим моментом, поэтому им трудно учить что-то, чему они не смогут немедленно найти
применения. (Именно эти люди говорят: «Когда ничего не помогает прочитайте инструкцию».) Для
них обучение это процесс борьбы с практическими обстоятельствами. Если справиться с
обстоятельствами удалось, значит, SP «научился». К примеру, SP не понимает, зачем учить теорию
музыки, если хочешь играть на гитаре, или зачем учиться ветеринарной медицине, чтобы работать с
животными у них и так это прекрасно получается.
В отличие от NF, которые могут легко освоить теорию, дабы доставить удовольствие
окружающим, NT, которые получают удовольствие от самой интеллектуальной работы с теориями, и SJ,
которые учат теорию, потому что «должны», SP декларируют свою, особую точку зрения. «Если можно
это сделать без инструкции, говорит SP, зачем нужна теория?» Кроме того, SP уверен, что: «Если
мне понадобится теория, я ее найду. А если не понадобится, я буду рад, что не потратил время на
изучение ненужных вещей».
Эти черты исключительно ярко проявились в одном ESTP, который пришел к нам на
консультацию. Его запредельный показатель IQ 137 баллов был самым низким результатом из трех
пройденных им тестов, и тем не менее школьный консультант поставил ему диагноз «умственная
неполноценность». К величайшему сожалению, этот диагноз оказал критическое влияние на жизнь
этого умного и способного молодого человека, обремененного неугомонностью и нетерпеливостью
темперамента SP Сейчас ему двадцать шесть лет, он разведен, у него есть ребенок, нет работы;
поскольку он был исключен из учебного заведения, у него нет документов об образовании, необходимых
для того, чтобы найти работу, подходящую его прекрасным способностям. Пока для продвижения по
лестнице образования будет необходимо изучение теории, он обречен на провал.
В конечном итоге наша система образования больше всего внимания уделяет теории. Чем больше
теории вы знаете, тем выше ваши оценки, ученые степени и социальный статус. Иррациональным
сенсорикам, живущим «здесь и сейчас», исключительно сложно пожертвовать удовольствием
настоящего момента ради вознаграждения в будущем. Статистика подтверждает это: иррациональные
сенсорики реже всех остальных типов оканчивают вуз.
Тип и профессия
Мы уже говорили о влиянии типов личности на рабочий процесс о том, как начальники
выбирают себе подчиненных того же типа, как хорошо некоторым типам подходят некоторые виды
работ и т. д. Очевидно, типоведение можно широко применять и в области выбора и смены
|