пошли по намеченному пути. Хуже того, они так прикипели к этому пути, что были не в состоянии
конструктивно отреагировать на возникшую проблему и лишь глубже и глубже погружались в нее.
Тут в дело вступили мы, и первое, что мы сделали, указали им на их типологическое сходство.
Во многих отношениях это как раз тот классический случай, когда избыток силы (всех четырех
предпочтений) перерос в зависимость от нее. Хорошего было слишком много. После этого мы стали
искать способы решения проблемы. В частности, они решили, что, если один из них будет «играть в
экстраверта» ходить на встречи, произносить речи и так далее, он не должен проводить в офисе
столько же часов, сколько и остальные. Другими словами, его экстравертная деятельность будет
считаться таким же вкладом в общее дело, как и лечение зубов. Мы нашли аналогичные подходящие
методики для оставшихся трех предпочтений, отсутствовавших в нашем зубоврачебном коллективе. Для
выполнения некоторых обязанностей было решено нанимать людей со стороны: не важно, кто именно
это будет делать, важно, чтобы это было сделано.
В общем и целом, то, как в некоей организации проходит процесс постановки целей, во многом
отражает коллективный тип этой организации. Организации, где преобладают рационалы, часто
становятся неторопливыми, солидными, крепкими компаниями, вроде тех, что входят в список 500
крупнейших промышленных компаний США например, Ford, AT&T, Exxon и многие государственные
учреждения. Иррациональный тип постановки целей часто порождает рискованные, передовые и
восприимчивые к изменениям на рынке организации с ускоренным оборотом средств к примеру,
большинство компьютерных фирм Силиконовой долины были основаны чрезмерно отважными
предпринимателями-иррационалами. Их успех зависит от способности к систематической,
рациональной работе и правильной организации дела. «Новая» корпорация Chrysler хороший пример
иррационального подхода к постановке целей, судя по тому, что написал ее президент Ли Якокка в
своей широко известной автобиографии: после нескольких серьезных финансовых потерь руководство
компании сделало ряд рискованных шагов, в том числе уволило весь «балласт», позволило сотрудникам
пробовать новые методики, занялось продажей оборудования и так далее в общем, вступило на
крайне необычный (для крупной автомобильной корпорации) путь, ориентируясь на краткосрочные
цели. Как только положение фирмы стабилизировалось (что произошло на удивление быстро), она
вновь вернулась к привычной методике средне- и долгосрочных целей.
Типоведение и управление временем
Как и в случае с постановкой целей, наши типы личности влияют на то, как мы воспринимаем
время и управляем им. Чтобы на деле показать, как это работает, мы часто разделяем посетителей наших
семинаров на группы по каждой паре предпочтений и задаем им вопросы, касающиеся их восприятия
времени. Например, мы просим:
-
Экстравертов и интровертов описать, что бы они сделали, если бы у них вдруг появилась
куча свободного времени. Экстраверты потратят это время на внешнюю активность вечеринки,
телефонные разговоры, походы по магазинам и все то, что дает обильный поток впечатлений извне;
интроверты же более склонны к тому, чтобы провести время за книгой, спокойными прогулками,
любимыми хобби и другими «созерцательными» видами деятельности.
-
Сенсориков и интуитов
«описать время». (Сбор информации это процесс описания
вещей, а не их оценки.) Сенсорики достаточно конкретны и буквальны в описании времени, а интуиты
пользуются более общими, абстрактными категориями.
-
Логиков и этиков дать определение времени. (Принятие решений это процесс
формулирования и ограничения данных, которые мы собрали.) Логики говорят более объективно (их
речь похожа на статью), а этики определяют время через личные, субъективные понятия.
-
Рационалов и иррационалов сказать, что надо делать со временем. Рационалы,
предположительно, организуют время и используют его для какого-то конкретного достижения.
Иррационалы более свободно распоряжаются временем: они, скорее всего, пожелают провести его в
менее ответственной деятельности например, в игре.
На всех наших семинарах ответы на эти вопросы (вполне предсказуемо) показывают прямую
зависимость от типа. И каждый тип всегда выглядит удивленным, услышав ответы своей
|