Типы и споры
Как правило, мы не планируем споры и конфликты. Они обычно возникают неожиданно, и мы
естественным образом прибегаем к нашим природным предпочтениям:
-
Экстраверты говорят быстрее и громче, они знают, что, если им удастся «сказать еще только
одну вещь», конфликт сразу же разрешится. Они хотят обсудить все аспекты проблемы сразу. Если им
это не удается, они расстраиваются и даже пугаются.
-
Интроверты, которых неожиданные споры чаще всего ставят в невыгодное положение, лучше
всего себя чувствуют тогда, когда у них есть время все обдумать, отрепетировать и сделать некоторые
предварительные выводы о спорных вопросах. Когда конфликт возникает неожиданно для них, они
могут просто спрятаться в своей раковине.
-
Сенсорики любят обсуждать факты, чем конкретнее, тем лучше. Они способны просмотреть
основную проблему, концентрируясь на мелочах.
-
Интуиты любят делать широкие обобщения и нередко раздувают конкретный случай до
вселенских масштабов. Внимание сенсориков к фактам кажется им проявлением мелочности.
-
Логики слишком много анализируют объективные факты, подчас забывая об эмоциональной
стороне дела. Их логический анализ аргументов может не иметь никакого отношения к задетым
чувствам партнера. Любимое правило логиков в споре «Не давать воли чувствам» обычно только
ухудшает ситуацию, отнюдь не решая проблемы.
-
Этики все принимают на свой счет, даже то, что совершенно не имело такого подтекста. Они
стараются избегать любых разногласий и нередко «сдаются» до того, как вопрос разрешен, чтобы
восстановить гармонию отношений.
-
Рационалы «знают», что они правы. Поскольку весь мир для них черно-белый (и того же они
требуют от других), они чрезмерно упрощают большинство проблем, решив, что правильно, а что
неправильно, что хорошо, а что плохо и так далее. Нелегко спорить с человеком, который абсолютно
уверен в своей правоте.
- Иррационалы,
которые обычно видят множество альтернатив в любой ситуации, нередко
отстаивают противоположные точки зрения на один и тот же вопрос. В отличие от рационалов, они
видят великое множество оттенков у большинства вещей. Им сложно разрешить спор, потому что всегда
существуют дополнительные данные, а следовательно, и другие варианты решения.
Несмотря на вышесказанное, бывают случаи, когда во время спора люди начинают вести себя
нетипичным для их предпочтений образом. Например, экстраверты могут замолчать и даже в
буквальном смысле сбежать из помещения, в котором происходит спор. Интроверты, напротив, могут
разойтись и высказать все наболевшее («И, раз уж мы об этом заговорили, я хотел сказать тебе еще кое-
что...»), даже если оно не относится к данной конкретной ситуации. В процессе обострения конфликта
сенсорики могут оторваться от земли и начать предсказывать жуткие и кошмарные вещи, а интуиты
обратить свое внимание на частности, какими бы неточностями ни изобиловала их речь.
Честная борьба: пять шагов
В такие моменты здравый смысл куда-то пропадает, а разрешение конфликта кажется попросту
невозможным. Нам известен один прием, который мы сами неоднократно использовали в подобных
ситуациях: когда спор доходит до критического момента, один из спорщиков должен четко и громко
произнести: «Перерыв!» (Может быть полезно разработать такой сигнал перерыва, который можно
использовать на людях, не привлекая лишнего внимания и никого не смущая.) Этот сигнал на время
приостанавливает словесное состязание, оппоненты расходятся по разным углам (образно говоря) до тех
пор, пока сиюминутные эмоции не утихнут. После этого перед каждым из оппонентов стоит задача
проанализировать произошедшую ссору. Хотя лучше всего написать это все на бумаге, некоторые
экстраверты, например, предпочтут ответить на эти вопросы мысленно:
1.
Предмет разногласий: Что является предметом данного конфликта? Составьте список
спорных вопросов.
|