перед другими, перед обществом. Познающий немного актер и тогда уже, когда
пишет книги. Он играет роль в обществе, занимает положение в обществе.
Актер зависит от других, от человеческого множества, но функция его
социально защищена. Голос же познающего, который стоит лицом к лицу перед
Богом, может быть совсем не услышан. Он подвергается нападению со стороны
социализированной религии и социализированной науки. Но такова
первородная философия и такова трагедия философа.
Возможны разнообразные классификации типов философии. Но через всю
историю философской мысли проходит различие двух типов философии.
Двойственность начал проникает всю философию, и эта двойственность видна
в решении основных проблем философии. И нет видимого объективного
принуждения в выборе этих разных типов. Выбор между этими двумя типами
философских решений свидетельствует о личном характере философии. Два
типа философии я бы предложил расположить по следующим проблемам: 1)
примат свободы над бытием и примат бытия над свободой, это первое и самое
главное; 2) примат экзистенциального субъекта над объективированным миром
или примат объективированного мира над экзистенциальным субъектом; 3)
дуализм или манизм; 4) волюнтаризм или интеллектуализм; 5) динамизм или
статизм; 6) творческий активизм или пассивная созерцательность; 7)
персонализм или имперсонализм; 8) антропологизм или космизм; 9) философия
духа или натурализм. Эти начала могут быть по-разному комбинированы в
разных философских системах. Я решительно избираю философию, в которой
утверждается примат свободы над бытием, примут экзистенциального субъекта
над объективированным миром, дуализм, волюнтаризм, динамизм, творческий
активизм, персонализм, антропологизм, философия духа. Дуализм свободы и
необходимости, духа и природы, субъекта, и объективации, личности и
общества, индивидуального и общего для меня является основным и
определяющим. Но это есть философия трагического. Трагическое вытекает из
примата свободы над бытием. Только утверждение примата бытия над
свободой бестрагично. Источник трагического для философского познания
лежит в невозможности достигнуть бытия через объективацию и общения через
социализацию, в вечном конфликте между "я" и "объектом": в возникающей
отсюда проблеме одиночества, как проблеме познания, в одиночестве философа
и в философском одиночестве, - чему и посвящена эта книга. Это связано также
с различием между философией многопланности человеческого существования
и философией однопланности.
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная.
Антропологизм в философии. Философия и жизнь
Киркегардт особенно настаивает на личном, субъективном характере
философии, на жизненном присутствии философа во всяком
философствовании. Он противополагает это Гегелю. Иногда восстание его
против Гегеля, против объективного мирового духа, против общего напоминает
восстание Белинского, повлиявшего на диалектику Ивана Карамазова у
Достоевского
18[18][18]
. Киркегардт был, конечно, гораздо более философ. Но я
ставлю вопрос, может ли философия не быть личной и субъективной? Можно
ли отождествлять истину с объективностью и безличностью? Следующая глава
будет посвящена этому специально. Но необходимо начать с решительного
18[18][18]
См. чрезвычайно интересную книгу "Социализм Белинского" под ред. Сакулина, в которой собраны
письма Белинского к Боткину*.
|