* * *
Основная идея моей жизни есть идея о человеке, о его образе, о его
творческой свободе и творческом предназначении. Это есть и тема книги,
которую я заканчиваю. Тема о человеке есть уже тем самым тема о Боге. Это
основное для меня. Тема о центральности человека, о его творческой
активности не была даже по-настоящему поставлена в патриотической и
схоластической мысли. Она была поставлена в Ренессансе и гуманизме. Но
пришло время иначе поставить и иначе разрешить тему о человеке, чем она
ставилась и разрешалась в Ренессансе и гуманизме, которые оказались в плену
мира объективированного. Ныне мысль наша делается более пессимистической,
более пораженной злом и страданиями мира, но это пессимизм не пассивный,
не отворачивающийся от муки мира, а принимающий ее, активный и
творческий. Все мои книги посвящены одной этой теме. Сейчас я пытался ее
обосновать и раскрыть в опыте экзистенциальной философии. Когда-то
Фейербах, находившийся в середине пути, хотел перейти от идеи Бога к идее
человека. Потом Ницше, который пошел дальше, хотел перейти от идеи
человека к идее сверхчеловека. Человек не только был в пути, но он
почувствовал себя лишь путем, переходом. Теперь по-новому нужно понять,
что переход к человеку и есть переход к Богу. Это и есть основная тема
христианства. И философия человеческого существования есть христианская,
богочеловеческая философия. И для нее нет ничего выше Истины, но Истина не
есть объективность. Истина не есть вхождение в нас объектов. Истина
предполагает активность человеческого духа, познание Истины зависит от
степени общности людей, от общения в Духе.
|