которое влечет за собою смерть. Именно реализация общения не знает смерти.
Любовь сильнее смерти. Общающиеся в любви расстаются, но это расставание
при всем его трагизме лишь извне, из объективированного мира есть смерть.
Изнутри это путь жизни. Смерть существует лишь в мире объектов, и она
существует для личности в особенности, потому что она ввергается в мир
объективированный, столь ей противоположный. Реализация личности есть
вечное самотворчество, созидание нового человека, победа над ветхим
человеком. Но "новый человек" не означает тут власти времени, не означает
отрицания вечного в человеке, он реализует вечное. Реализация образа и
подобия Божьего в человеке есть изменение, новизна, творчество, но это имеет
иной смысл, чем актуалистическое понимание нового человека технической
эпохи, предающей вечность. "Я" поставлено перед объектом и выброшено в
объекты. "Я" реализует личность во всей полноте проявлений (также и в
познании) и через путь, лежащий в мире объективированном, но эта реализация
никогда и ни в чем не может быть окончательно осуществлена в мире
объективированном, она завершается в ином порядке, в порядке духа и
свободы, в порядке общения и любви, неведомом объектам.
Человек есть историческое существо, он призван реализовать себя в
истории, история - его судьба. Он не только принужден жить в истории, но и.
творить в истории. В истории объективирует человек свое творчество. Дух в
истории есть объективный дух. Но именно потому, что в истории
объективируются результаты творческих актов человека, в ней никогда не
достигается то, чего хотел бы человек в своих замыслах. История в своей
объективации совершенно равнодушна к человеческой личности, она еще более
жестока к ней, чем природа, и она никогда не признает человеческой личности
верховной ценностью, ибо такое признание означало бы срыв и конец истории.
И вместе с тем человек не может отказаться от истории, не обеднив и не урезав
себя, она есть его путь и судьба. Но человек не должен никогда
идолопоклонствовать перед историей и историческую необходимость считать
источником своих оценок. Человек призван творить культуру, культура также
есть его путь и судьба, он реализует себя через культуру. Обреченный на
историческое существование, он тем самым обречен на созидание культуры.
Человек - существо творческое, творит ценности культуры. Культура
поднимает человека из варварского состояния. Но в культуре объективируется
человеческое творчество. Культура может быть определена как объективация
человеческого творчества. Классическая культура есть совершенная
объективация. Дух в культуре, религии, морали, науке, искусстве, праве есть
объективный дух. В объективации культуры охлаждается огонь творчества,
творческий взлет вверх протягивается вниз, подчиняется закону. И не наступает
преображения мира. Объективированная культура со своими высокими
ценностями так же равнодушна и жестока к человеческой личности, так же
невнимательна к внутреннему существованию, как и история, как и весь
объективированный мир. И потому для культуры наступит страшный суд, не
внешний, а внутренний, совершаемый ее творцами. Идолопоклонство перед
культурой так же недопустимо, как ее варварское отрицание. Необходимо
принять и изжить Этот трагический конфликт, эту неразрешимую в нашем мире
антиномию. Нужно принять историю, принять культуру, принять и этот
ужасный, мучительный, падший мир. Но не объективации принадлежит
последнее слово, последнее слово звучит из иного порядка бытия. И мир
объектный угаснет, угаснете вечности, в вечности, обогащенной пережитой
трагедией.
|