Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 85 
Next page End  

другим, но и с собой. Сказано: люби ближнего, как самого себя. Это значит, что
и себя нужно любить, т. е. любовно опознавать в себе личность, ее тождество,
ее единственность и неповторимость. Слишком большая нелюбовь к себе ведет
за собой потерю самочувствия личности, ибо личность познается лишь через
любовь. Любовь есть интуиция личности. Эту интуицию нужно иметь и о
других и о себе. Сказано, что нужно жертвовать собой, но не сказано, что
нужно не любить себя. Реализация личности связана с жертвой и
самоограничением, с победой над эгоцентризмом, но это не означает нелюбви к
себе. 
Личность связана с болью и страданием. Реализация личности болезненна.
И человек Отказывается от личности, чтобы не испытывать боли. Отказ от
личности в коммунизме есть желание отделаться от боли и страдания путем
коллективной организации не только социальной жизни, но и сознания. Борьба
за реализацию личности есть героическая борьба. Героическое начало есть
начало личное по преимуществу. Личность связана со свободой. Без свободы
нет личности. Реализация личности и есть достижение внутренней свободы,
когда человек не определяется уже извне. Существо, живущее в необходимости
и принуждении, не знает еще личности. Но свобода трудна и порождает боль и
страдание. Трагизм жизни связан со свободой
138[138][32]
. И человек легко
отказывается от свободы, чтобы не испытывать боли и страдания, чтобы
парализовать трагизм жизни. Два понимания смысла человеческого
существования постоянно сталкиваются: цель есть спасение от гибели,
избавление от страдания во времени и вечности, и цель есть реализация
личности, качественное возвышение и восхождение, достижение истины,
правды, красоты, т. е. творчество. Искание спасения может быть небесной
проекцией земного утилитаризма. Но под спасением можно понимать, конечно,
и достижение полноты и совершенства жизни. Реализация личности требует
бесстрашия, победы над страхом жизни и смерти, порожденным
утилитаризмом, исканием благополучия и избавления от боли, вместо свободы
и совершенства. Принцип личности прямо противоположен принципу
утилитаризма, индивидуального и социального. Но принцип же личности
требует, чтобы социально каждая личность была поставлена в человеческие
условия существования, соответствующие человеческому достоинству.
Основной трагизм существования личности в нашем мире в том, что личность
неразрывно связана со смертью. Безличное не знает трагедии смерти в том
смысле, в каком его знает личность. Чем более реализуется личность, тем более
ей грозит смерть. И это потому, что личность по существу, по идее бессмертна,
вечна. Трагизм смерти особенно поражает бессмертное и вечное в нашем мире.
Но задача личности, идея личности принадлежит вечности. Поэтому смерть
человека, реализующего личность, так трагична. Возможно даже допустить, что
совершенный отказ от личности привел бы к натуральному бессмертию. Но это
бессмертие никогда не было бы вечностью. Борьба за личность есть борьба
против рабства, которое было естественной участью человека. Человек сначала
был рабом природы, потом государства, нации, класса, наконец, техники и
организованного общества. Но реализация личности есть преодоление всякого
рабства и овладение всем. Последнее рабство человека есть рабство у смерти.
Победы над этим рабством не знают никакие социальные утопии и устроения.
Но победа над смертью есть вместе с тем и принятие тайны смерти. Отношение
к смерти антиномическое. Реализация личности есть также реализация
общения, жизни социальной и космической, преодоление того уединения,
                                                
138[138][32]
Hosted by uCoz