способностью самый материальный предмет превратить в интеллектуальное
событие. Познание открывает смысл за бессмыслицей, порядок за беспорядком,
космос за хаосом. И это связано с активностью мысли. Познание не может
означать дублирования действительности. Такое дублирование было бы
бессмысленно и ненужно. Познание что-то прибавляет к действительности,
через него нарастает смысл в мире. Познание носит творческий и
организующий характер, в нем человек овладевает хаосом и тьмой. Познание
подчиняет мир человеку и теоретически и практически, подчиняет
человеческому творчеству и труду. Познающий субъект активен в двух разных
направлениях. Он активен в объективации, объективация создана субъектом.
Это одна из ориентации субъекта в мире, находящемся во тьме. В мире падшем
субъект ориентируется через объективацию. В ней не раскрывается тайна
существования, но в ней субъект подчиняет себе мир. Вся техника есть по
преимуществу результат этого объективированного познания. Именно потому,
что происходит объективация, нельзя говорить о пассивном вторжении объекта
в субъект. Поэтому мир объективации не есть "объективный мир", как это часто
говорят. Это не значит, что это не реальный мир, это мир известной ступени
реальности и известное состояние бытия. Но опознание всякого бытия есть
активность творческого субъекта, есть взаимодействие познающего и
познаваемого. Другой путь ориентации субъекта в мире есть путь
экзистенциальной философии. На этом пути не происходит объективации, тут
субъект-человек познает не объект, а раскрывающееся существование человека
и через человека существование мира и Бога. Этот путь познания также
активный и творческий, но активность и творчество тут иные. Именно на этом
пути бросается свет и на мир объективированный. Именно на этом пути
раскрывается смысл, смысл существования человека и мира через
существование Бога. Но всякое раскрытие смысла есть активность духа,
активность целостного, а не разодранного разума. Познание существования
есть нарастание света и смысла в существовании, есть просветление бытия и,
следовательно, возрождение бытия, обогащение его не бывшим еще.
Творчески-активный характер познания иной в науках о духе и иной в науках о
природе
59[59][37]
. В науках о природе активность познания выражается в
объективации и в подчинении познания математике. В науках о духе
активность познания выражается в прорыве к смыслу существования. Джеме
верно говорит, что познание есть акт, а не результат. Познание есть
деятельность духа, а дух есть акт. Дух активен и тогда, когда он отрешается от
мира в созерцании, и тогда, когда он преображает мир. Это две формы
творческой активности духа. Активность духа предполагает, что он укрепил
себя в созерцании, вкоренил себя в вечности, но и самое созерцание
предполагает творческую активность духа. У Плотина душа организует низшее,
потому что она содержит высшее. Созерцание также не есть пассивное
отражение бытия. Мы никак не можем мыслить объекта познания и
познавательного созерцания как обладающего исключительной активностью.
Когда Бог делается объектом, он перестает быть активным. Активен лишь
субъект. И Бог активен, как субъект. Ибо активен дух, дух же есть субъект, а не
объект, он раскрывается в субъекте. Не случайно связывают знание с магией.
Наука родилась из магии. Знанию присущ характер овладения, мужественной
активности. Современная техника есть современная магия, как первобытная
магия была первобытной техникой. Но магия есть активность через
объективацию, она предполагает отчуждение и овладение, она носит
59[59][37]
Об этом различии см. особенно цитированную книгу Дильтея.
|