ошибка. Проблема сообщения (Kommunication) между "я" есть одна из
основных проблем философии, хотя ей не было до сих пор уделено достаточно
внимания
85[85][19]
. Необходимо делать различие между сообщением и
приобщением. Приобщение - реалистично, есть проникновение в
первореальность. Сообщение же в значительной степени символично, оно
предполагает символизацию, знаки, во мне подаваемые о внутреннем.
Символизация сообщений и есть то, что прорывается в мир
объективированный, т. е. разобщенный, из внутреннего порядка
существования. Наше познание, наше искусство полно этой символизации
сообщений. Символизация свидетельствует о разобщенности, но она
устанавливает сообщения в этой разобщенности. Мы знаем внутреннюю жизнь
другого "я" в значительной степени по символам и знакам. Сообщения, которые
устанавливаются в человеческом обществе, всегда основаны на разобщенности,
на закрытии тайны внутреннего существования, и потому они могут носить
лишь символически-знаковый характер. Привычки, обычай, подражательность,
вежливость, любезность в сообщениях носят такой символически-знаковый
характер. Все сообщения в жизни государства носят условно-знаковый характер
и никакого общения между "я" не предполагают. Такой условно-знаковый
характер носят особенно все сообщения денежные, которые есть крайняя форма
объективации. Но "я" не довольствуется сообщениями с другими "я" в обществе
и государстве, в социальных институтах, сообщениями через условные знаки
оно стремится к общению с другими "я", к выходу в подлинное существование.
Все условные сообщения относятся к миру объективации, есть сообщения с
объектами. Прорыв же к общению есть прорыв за объективацию к
действительному существованию. Символизация сообщений связана с разными
ступенями объективации. Общение предполагает обоюдность. Невозможно
общение с одной стороны. Неразделенная любовь не есть общение. В общении
активен не только "я", но и "ты". С объектом возможно лишь символическое
сообщение, и оно не требует обоюдности. Общение возможно лишь с "я",
которое для меня есть "ты" и требует обоюдности, т. е. активности "ты".
Общение возможно лишь в плане существования, а не в плане объективации.
Сообщения с объектами оставляют "я" одиноким. Одиночество преодолевается
лишь в общении между "я", общении между личностями, между "я" и "ты", не в
объективированном обществе, а в "мы".
Сознание по природе своей социально, предполагает со-общение, со-
человеков, других. Но сознание часто мешает общению, и оно-то и оставляет
человека в одиночестве. Ибо сознание было социализировано, т. е.
приспособлено к символическим сообщениям в обществе, а не к реальному
общению в действительном существовании. Сознание социализированное
определяется социальной обыденностью. В мистическом экстазе снимаются
грани сознания и исчезают препятствия для слияния. И человек жаждет иногда
погасить сознание, чтобы утолить тоску по общению. Социальная обыденность
с ее границами и нормами угасает и в сверхличном экстазе и в личной
творческой оригинальности. Личное, оригинальное, близкое к первоисточнику
мышление совсем не есть отрицание общности и общения, но есть отрицание
зависимости мышления от социальной обыденности, от объективированного
общества. Личное мышление отрицает не общность, а общее. Ясперс верно
говорит, что "я" не существует без коммуникаций с другими, без диалогической
борьбы
86[86][20]
. Когда "я" превратилось в гносеологического субъекта, то мир
уже объективирован, и возможно лишь обязательное познавательное
85[85][19]
Эту проблему ставит Ясперс во II т. "Existenzerhellung" своей "Philosophie".
86[86][20]
См. выше цитированный том Ясперса "Existenzerhellung".
|