3. Одиночество и познание. Трансцендирование.
Познание как общение. Одиночество и пол. Одиночество и религия
Есть ли познание" преодоление одиночества? Бесспорно, познание есть
выход из cебя, выход из данного пространства и данного времени в другое
время и другое пространство, познание есть выход в другое, преодоление
уединенности и раздельности. Познание есть один из выходов из одиночества,
выход к другому "я", к миру, к Богу. Познающий выходит из состояния
замкнутости, не остается лишь в самом себе и с собой. Это представляется
несомненным. Познание носит социальный характер, оно служит сообщениям
между людьми. Мы говорили уже о социальном характере логической
общности, социальном характере логического аппарата познания. Несомненен
социальный характер понятий, норм и законов, как и социальный характер
языка". Язык есть самое могущественное орудие образования общества и
сообщения между людьми. Но язык связан с мышлением, с образованием
понятий, через которые устанавливается мыслительная общность между
людьми. Имена заключают в себе настоящую социальную магию
88[88][22]
.
Познание как результат, как достижение зависит от степени общности между
людьми, от социальных группировок людей и их трудовой кооперации, от
преодоления одиночества. Но тут мы встречаемся со всей сложностью
проблемы соотношений между одиночеством и познанием. Социальный
характер познания означает достижение сообщения между людьми, но совсем
еще не означает непременного достижения общения между людьми, т. е.
онтологического преодоления одиночества. Социализация познания есть
объективация познания. Но мы видели уже, что объективация в познании
закрывает тайну существования, в которой только и может быть преодолено
одиночество и установлено общение. Познание можно рассматривать в двух
разных перспективах - в перспективе общества, социализации, объективации и
в перспективе общения, внутреннего существования, дружбы со всяким "ты".
Действительное преодоление одиночества через познание возможно лишь во
второй перспективе познания. Познание имеет два смысла. Первичный смысл
познания означает отношение познающего к бытию. В нем может быть
преодолено одиночество через приобщение познающего к бытию как. тайне
существования. Второй смысл познания означает отношение познающего к
другим, к человеческому множеству, к обществу, и в нем хотят преодолеть
одиночество через социализацию. Но этот второй тип преодоления одиночества
через социализацию означает выброшенность человеческого "я" в
объективированный мир, и в нем преодоление одиночества остается
поверхностным, сопровождается притуплением самочувствия и самосознания
"я". Истинное преодоление одиночества и достижение общения есть переход от
"я" к "ты" в любви, в дружбе, а не к объекту. Это вполне применимо и к
познанию. Когда в познании происходит выход "я" в объект, то одиночество по-
настоящему не преодолевается. Общество не может уничтожить одиночества
"я", это в силах сделать только "ты", только общение в "мы", а не в обществе.
Познание как объективация всегда имеет дело с "общим", оно вырабатывает
абстракцию, оно поднимается до универсалий. Но в этом общем, в этих
универсалиях исчезает индивидуальное, единичное, личное. В познании же как
общении, как выходе в "ты" универсальный результат познания как раз и
приобщает к индивидуальному, единичному, личному. Индивидуальное
утверждается в конкретном универсальном, но не в абстрактном общем. Когда
88[88][22]
Гундольф очень хорошо говорит о магии, заключенной в имени Цезаря. См. его книгу "Caesar"*
|