Жизнь пола, как факт биологический и факт социальный, означает
выброшенность существования "я" в объективированный мир. Но в
объективированном мире одиночество не преодолевается, оно лишь
притупляется. Биологическое соединение полов и социальное их соединение в
институте семьи не являются окончательным преодолением одиночества и
человеческого томления, хотя могут ослаблять и притуплять чувство
одиночества. Существует настоящий демонизм пола. Этот демонизм
проявляется и в загнанности пола внутрь и в его проявлениях вовне. В
демонизме пола есть истребительность и смертоносность. Великая надежда
человека на преодоление одиночества связана с любовью и дружбой. Любовь и
есть преодоление одиночества, выход из себя в другого, отражение другого в
себе и себя в другом. Любовь и есть общение персоналистическое по
преимуществу, общение личности с личностью. Для любви безличной, ни на
какой индивидуальный образ не направленной, нужно было бы другое
название. "Стеклянная любовь", - говорит Розанов. Искажение христианства
давало этому повод. Дружба также персоналистична, и в ней есть эротический
элемент. Существует глубокая и неразрывная связь между личностью и
любовью. "Я" превращается в личность через любовь. Только в любви и есть
целостное соединение одного с другим и преодоление одиночества. И в
познании преодолевается одиночество, когда оно есть любовь. Но
надломленность и демония пола переносятся и в любовь. Когда человеческое
существование выбрасывается в объективированный мир, то любовь в нем
трагична и связана со смертью. Мир объективированный не принимает
подлинной любви, не любит ее, он знает лишь биологическую и социальную
сторону любви. Любовь не хочет знать законов объективированного мира. Она
преодолевает одиночество за пределами объективированного мира, и потому
она так связана со смертью. И тут мы видим ту же двойственность, что и
повсюду. Сообщение между полами может реализовать себя в обществе, в
социальных институтах. Тогда происходит объективация и не достигается
подлинное общение, а следовательно, не преодолевается одиночество. Но
возможно соединение полов и в любви, в общении, а не в обществе, и тогда
одиночество преодолевается. Но это соединение трагично по своей судьбе в
мире объективированном и таинственно связано со смертью. Дуализм
непреодолим в пределах нашего мира. И с этим дуализмом связано
трансцендирование как принцип подлинной жизни, выход за ее пределы, к
тому, что выше ее. Любовь есть трансцендирование. Жгучее чувство
человеческого одиночества и покинутости делает неизбежным
трансцендирование, выход из себя в другого, искание общения и соединения,
которого нет в холодном мире объектов. Но метафизическая тайна пола так
велика и глубока, что половое одиночество и томление не преодолевается до
конца и в любви, в любви, например, Тристана и Изольды. В любящих есть
демонический элемент вражды. Окончательное преодоление одиночества
можно мыслить в достижении целостного андрогинного образа. Но
андрогинный образ означает преображение природы. Несомненно одно -
преодоление одиночества наиболее обострено в точке пола. Эта проблема
исчезает для коммунизма. Одиночество преодолевается окончательно
растворением всякого "я" в жизни социального коллектива, в замене личного
сознания сознанием коллективным. Существование "я" окончательно
объективируется и внедряется в процесс социального строительства. Жизнь
пола окончательно подчиняется социальному коллективу, социальному
строительству. Отсюда значение евгеники, механизация и технизация пола,
полное отрицание личной любви. Это есть система скотоводства, которой хотят
|