Можно, конечно, сказать, что события предполагают четвертое измерение
пространства, они не могут происходить в трех измерениях. Но для философии
существования время, прежде всего, а затем и пространство есть порождение
событий, актов в глубине бытия, до всякой объективации. Первичный акт не
предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и
пространство. Совершенно так же первичный акт в человеческом
существовании не предполагает детерминации причинной обусловленности.
Всякая детерминация и всякое причинное отношение есть продукт
объективации, они существуют лишь в мире объектов. В творящем субъекте
нет детерминации и причинности. Об этом еще впереди. Мы увидим, что
последняя проблема, связанная с временем, есть проблема смерти. Смерть несет
с собой время, и смерть происходит во времени. Страх будущего есть прежде
всего страх смерти. Смерть есть событие внутри самой жизни, и смерть есть
конец жизни. Но смерть есть предельный результат объективации. Смерть есть
событие во времени, в объекте, а не в субъекте и не в его внутреннем
существовании, где она есть лишь момент внутренней судьбы в вечности.
Прошлое со всеми умершими поколениями представляется нам не
существующим, только когда оно воспринимается как объект и когда мы сами
представляемся принадлежащими к объектам. Память есть знак, поданный из
внутреннего существования, о том, что ни одно существо и ни одно
существование не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к
иному порядку. Предание есть борьба с властью времени, есть приобщение к
тайне истории. Но возвращение прошлого и увековечение прошлого потому
только, что оно было, менее всего означает победу над смертью, царящей в
объективированном мире. Это означает власть времени. И самое страшное
видение непобежденного царства времени, овремененного бытия есть видение
вечного возвращения у Ницше.
2. Время и познание. Припоминание.
Время, движение и изменение. Ускорение времени и техника
Познание связано со временем. Оно есть выход из данного времени. Платон
учил о познании как припоминании. Это значит, что познание есть победа над
властью времени. Связь познания и времени видна на примере истории, которая
есть наука о том, чего нет, что не принадлежит действительности, чего нельзя
уже нигде встретить. История не только человека, но и всего мера есть наука о
том, что было, но чего уже нет. Реальность предмета исторической науки
определяется тем, что прошлое, которого нет, когда-то было. Возможность
исторического познания определяется тем, что в настоящем остались следы
прошлого, что что-то от прошлого есть составная часть настоящего. Но эти
памятники прошлого, присутствующие в настоящем, совсем не есть то, что
было. Тут нужно повторить то, что было сказано: прошлого в прошлом никогда
не было. Реально-онтологическое отношение к прошлому связано с памятью и
припоминанием. Память есть онтологическое сопротивление власти времени.
Только память и знает внутреннюю тайну прошлого, она есть действие
вечности во времени. Сознание "я" связано с памятью", и через память, через ее
метафизическую глубину раскрывается, что вся история прошлого происходит
со мной, в моем глубинном слое. К истории, как ко всему, возможно двоякое
отношение. История есть объективация, и историческая наука исследует
прошлое, как объект. История оказывается так же отнесенной к объективному
миру, как и природа. Но история принадлежит также миру внутреннего
существования, она есть событие духа. И история, как внутреннее
|