способствовать выживанию человека. В соответствии с таким воззрением действительность пости-
гается восприятием лишь в той степени, в какой это необходимо для выживания человека. Ни в ка-
кое бытие вещей оно (восприятие) проникнуть не способно.
Сознание и самосознание личности
Посредством рассуждения о когнитивном поведении человека была достигнута первая ступень
понимания духовного бытия личности, которое, однако, этим еще не исчерпывается. Любая струк-
тура воспринимающего познания, в том ее виде, как это было ранее обрисовано, включает в себя
некоторого рода самосознание, которое невозможно свести лишь к интенциональной направлен-
ности на предмет. По сравнению с познанием с помощью восприятия самосознание отличает тот
факт, что оно содержится в каждом акте восприятия: себя как субъекта восприятия обнаруживает
прежде всего в том простом смысле, что этот Я тот, который осуществляет восприятие. Это
самосознание выражается в предложениях, которые начинаются с я.... В отличие от всякой дру-
гой формы воспринимающего познания, для которой все, ею воспринимаемое, находится за ее
пределами, здесь перед нами совершенно особая адекватная данность самого себя. Даже продви-
гающееся вперед познание никогда не могло бы осознать этого иначе, чем раскрывая обман.
Внутри этого самосознания человек постигает себя как неповторимое и в то же время конкрет-
ное я, которое здесь присутствует и действует. Или, другими словами, как живущий и сущест-
вующий субъект я постигаю самого себя иначе, чем всех других людей. То, что мы ввели понятие
самосознания, следует понимать как всеобъемлющий опыт человека, вследствие которого он по-
стигает себя как субъекта своего собственного бытия и действия. Без самосознания было бы реши-
тельно невозможно понять, почему субъект способен приписать самому себе собственные дейст-
вия и бытие. Таким образом, в этом отношении самосознание тесно связано с идентичностью
субъекта.
В философии сознания Нового времени убежденность в непосредственной достоверности соб-
ственного бытия сыграла большую роль. Не вдаваясь сейчас в подробности, следует заметить, что в
ходе развития этой философии состоялась некая субстанциализация сознания и связанное с этим
извлечение его из конкретного человека. Следствием было то, что сознание приобрело статус
конкретного субъекта. Декартовское суверенное Ego-cogito
13*
было выделено из совокупности
человеческого осуществления бытия.
Если внимательнее рассмотреть самосознание, то становится ясно, что оно играет решающую
роль в формировании личности, поскольку лишь благодаря самосознанию человек способен уз-
нать себя как субъекта. Другими словами, в силу самосознания личности все бытие и действие
этой личности приобретает нетранзитивное (то есть самоценное, результат и цель которого совпа-
дают с самим осуществлением действия см. Глава 2, раздел Об аристотелевском различии меж-
ду поэзией и практикой данной работы прим. редакт.) измерение, которое не может быть выра-
жено с помощью одной только рефлексии о субъекте как инициаторе собственных действий. Прав-
да, нельзя истолковать эту нетранзитивность в смысле психологического внутреннего мира, кото-
рый включает в себя человека. Скорее, речь идет о том, чтобы показать человека субъектом, кото-
рый узнает себя как такового прежде всего тогда, когда он постигает себя открытым для всей дейст-
вительности. Каковы же те существенные составляющие, которые способствуют такому постиже-
нию субъекта? Благодаря чему осуществляется самосознание, благодаря чему оно реализуется?
Свобода и самоосуществление
Чтобы ответить на этот вопрос, мы могли бы спросить себя, когда человек в собственном само-
восприятии и тем самым в открытости по отношению к действительности постигает себя субъек-
том лишь ограниченно, то есть когда его самосознание встречает препятствие. Имеется ли крите-
рий, выходящий за рамки соответствующих субъективных представлений? В этой связи может ока-
заться полезным обращение к термину психоаналитической литературы, разработанному в осо-
бенности Лоренсом С. Кьюби (Lowrence S. Kubie)
14
. В своей работе Кьюби ставит своей задачей
обнаружить однозначный и поддающийся обобщению критерий болезненного поведения челове-
ка. Согласно его взглядам, в качестве общей характеристики ненормального поведения субъекта по
отношению к действительности может рассматриваться то обстоятельство, что поведение это вы-
нужденно и автоматически повторяется. Решающим для вынужденного поведения является то, что
личность должна действовать определенным способом, хочет она того или нет. Ее действия не под-
даются ни осмыслению, ни влиянию со стороны разума, и вследствие этого оно может быть обо-
значено как несвободное, не выбранное самой личностью.
13*
Я-мыслю (лат.) прим. перев. и ред.
|