внутренней действительности, то есть об организме, о его строении и о связанной с этим функции
всех органов тела.
Следовательно, между понимаемой таким образом соматикой и психикой человека существует
тесная связь и зависимость, которая основывается на обусловленности психики психическими
функциями в общем и соматическими функциями в частности. Сам термин психика (от грече-
ского psyche душа) указывает на душу, правда, не в метафизическом значении этого слова, а
прежде всего в физическом значении и в значении феномена. При этом речь идет о целом ряде
явлений целостной человеческой жизни, которые сами по себе не являются телесными, материаль-
ными, но одновременно эти явления обнаруживают некоторую зависимость от тела, некоторую
соматическую обусловленность. Так, например, зрение или какой-нибудь другой орган чувств
сами по себе не телесны, но указывают на некоторую зависимость от тела и на связь с ним. Широ-
кую схему психических фактов можно, без сомнения, выделить из совокупности движений, харак-
терных для человека.
Однако если отделить психические факты от соматики, то есть от того, что само по себе является
телесным, можно легко установить зависимость и обусловленность сомой, телом, а именно телом
как организмом. Констатация этой особенности и одновременно зависимости психики уходит кор-
нями в античную философию.
Когда мы говорим о целостности человека, то под этим следует понимать не просто присутст-
вие всех элементов соматической и психической сфер, но и систему взаимных обусловленностей,
которые способствуют характерным для человека функциям обеих сфер. При этом речь идет не о
статичной, а о динамичной целостности. Что касается аспекта взаимной обусловленности, или ди-
намического аспекта, то она (взаимная обусловленность) осуществляется как бы из внешнего мира
во внутренний, если психическая функция обусловлена соматической, и из внутреннего мира во
внешний, если речь идет о соматическом выражении психических функций. Аристотелевско-
томистская психология
15*
выделяет в рассматриваемом аспекте, с одной стороны, внутреннюю
соматическую обусловленность психических функций (так, все функции органов чувств обуслов-
лены соматически); и, с другой стороны, она выделяет исключительно внешнюю обусловлен-
ность (как соматически обусловленные рассматриваются все духовные функции человека). Духов-
ные функции внутренне независимы от материи. Целостность человека в эмпирическом смысле
подтверждается динамически через чрезвычайно важную обусловленность психических функций
соматикой, а также в обусловленности соматики психикой, если вспомнить о соматическом прояв-
лении. Из всего сказанного особо следует подчеркнуть то, что мы не можем исследовать человече-
ское тело в отрыве от целого, а именно, от того целого, которое представляет собой человек, а это
значит, что мы не можем исследовать человеческое тело, одновременно не учитывая того, что че-
ловек есть личность.
Что же касается тела в его принадлежности человеческой личности, то для начала мы можем
придерживаться условно статичного понимания этой проблемы. Принадлежность тела человече-
ской личности настолько необходима, что тело, по крайней мере опосредованно, входит в опреде-
ление человека, в частности так, как это утверждается в широко распространенной формуле:
Homo est animal rationale
16*
в понятии animal содержатся тело и телесность. Тело определяет кон-
кретность человека, что некоторым образом выражает метафизический тезис индивидуализации
человека через материю. Во всяком случае, так обстоит дело с внешним опытом, который позволя-
ет нам постигать то, что видимо в человеке. Между словами видимый и внешний можно по-
ставить знак равенства, человек выражает себя (хотя бы в смысле статики) посредством тела и его
строго индивидуального строения. В таких случаях обычно используют слово конституция, однако
это выражение не совпадает с внешне видимым строением тела, но, вероятно, включает в себя его
внутреннюю структуру, то есть ту структуру, которая сопровождает внешнюю соматическую то-
тальность и даже определяет ее. С помощью понятия конституция мы постигаем не только внеш-
ние телесные формы, но и динамическую систему внутренних органически структурных факторов,
которые вносят свой вклад в эту форму. Эта организующая черта человека особенно четко прони-
зывает собой динамику, хотя ее заметно уже в человеческой статике. Эта черта проявляется в под-
вижности, характерной для всякого человека. Подвижность, или темперамент, мы можем воспри-
нимать внешне и на основе этих восприятий можем устанавливать различия между отдельными
15*
имеется в виду традиция в психологии, идущая от Аристотеля и продолженная Фомой Ак-
винским, философом и теологом XIII века, соединившим христианские догматы с методом Ари-
стотеля прим. перев. и ред.
16*
«Человек есть разумное животное» (лат.) прим. перев. и ред.
|