людьми. Эти различия уже давно побудили антропологов подумать о некоторых организующих
основных формах, о некоторых человеческих типах, несущих на себе соматический отпечаток.
Однако после того, что уже было сказано об обусловленности человеческой психики сомати-
кой, необходимо заметить, что такие основные формы и типы проявляются и в психике. Отсюда
возникла вся проблема различных темпераментов, которая прослеживается на протяжении всей
истории антропологии, от Аристотеля и до наших дней.
Тело как средство выражения личности
В некоторой степени мы уже перешли к динамике от статистического образа человека, форми-
руемого телом. Детальное и разветвленное антропологическое знание особенно многообразно в
этой сфере. Но все же, что касается соотношения между телом и личностью, то, по мнению всех
философов, включая материалистов, суть проблемы состоит в правильном подчинении видимой
внешней оболочки тела невидимому внутреннему миру. В данном случае речь идет не о внут-
реннем мире самого тела и не об организме как соматическом фундаменте конституции. Челове-
ческое тело, как его понимали все мыслители, в своей видимой динамике есть средство выражения
личности. Внеличностная структура само-обладания и само-принадлежности пронизывает со-
бой тело и выражается в нем. Эта структура самым тесным образом связана с характерной для
личности способностью к самоопределению, которая проявляется в решении и в выборе и в кото-
рой содержится динамическое подчинение истине. Но вся эта динамическая трансцендентность
личности, сама по себе обладающая духовной природой, в человеческом теле находит средство для
собственного выражения. В самом широком смысле слова тело есть средство для осуществления
действия и тем самым для самоосуществления личности в действии и посредством действия.
Эта очень распространенная форма проявления интеграции личности в действии, которая про-
низывает тело и выражается в ней, возможно, свидетельствует о том, каким образом тело принад-
лежит личности. Интеграция личности в действии одновременно вскрывает глубокий смысл цело-
стности человека как личности. Душа, понимаемая как духовная душа (geistige Seele), должна быть
решающим принципом этой целостности. Личность не идентична самому телу. На их идентично-
сти не настаивают даже бихевиористы, занимающиеся исключительно внешними проявлениями
поведения. Соответственно, бихевиоризм может быть только методом описания, а не интерпре-
тацией действий человека.
В какой степени можно утверждать, что человек обладает собственным телом и использует его
в своих действиях? В некотором отношении личность сама для себя может стать предметом дейст-
вия. Особенно участвует в таком опредмечивании тело. Поскольку выражение личности в действии
осуществляется посредством тела, оно тем самым становится предметом действия. Опредмечива-
ние тела образует особый аспект, или, лучше сказать, единый элемент опредмечивания всего субъ-
екта как личности, которому принадлежит тело и в субъективность которого оно структурно вхо-
дит. Принадлежность тела субъективному я не основывается на идентификации с этим я. Чело-
век не есть его тело, но он обладает этим телом, имеет его. И это обладание собственным
телом обусловливает опредмечивание действий и одновременно выражается в этом опредмечива-
нии. Человек осознает, что обладает телом, когда он использует его в действии как средство выра-
жения в процессе самоопределения.
Благодаря такому использованию тела, одновременно осуществляется интеграция личности в
действии. Способность превращать тело в предмет (опредмечивать) и использовать его в действии,
пользоваться им, является важным элементом личной свободы человека. Благодаря этому сомати-
ческому элементу и фактору личного опредмечивания, осуществляется свойственная человече-
ской личности структура самопринадлежности и самообладания, человек как личность обладает
собой в соматическом аспекте именно потому, что он обладает своим телом, имеет его. Поэтому
отношение личности к телу представляется нам в некоторой степени внешним.
Реагирование как характеристика тела
Однако отношения между телом и личностью, особенно в действии, то есть в поступке, не ис-
черпываются одним только внешним опытом. С помощью этого опыта мы должны словно погру-
зиться во внутренний мир самого тела, затронуть этот внутренний мир. Тогда эти отношения
обозначатся полнее и четче. Дело в том, что тело обладает своим собственным чисто соматиче-
ским внутренним миром, имеется в виду то, о чем мы думаем и говорим, когда называем тело
человеческим организмом (подобно организму животного). Поэтому тело в своем внутреннем
мире обладает также и своим собственным чисто соматическим динамизмом; внешний динамизм
тела, его природная подвижность зависят именно от этого соматического внутреннего динамиз-
ма, что ни в коей мере не препятствует тому, чтобы все тело целиком с его внешней подвижностью
становилось для личности местом и средством выражения.
|