Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 53 
Next page End  

значение этой интеграции. Ощущение ценности, возникающее на эмотивной почве, носит спон-
танный характер. Его обнаруживает характеристика самой эмотивности, которая всегда указывает
на то, что психически происходит в личности (подобно тому, как реагирование указывает на то, что
соматически происходит в личности). С помощью спонтанного ощущения ценности эмотивная
потенциальность предоставляет воле как бы особый материал, потому что воля через решение и
выбор всегда становится определенным познающим, интеллектуальным и рассудочным ответом
на ценности. В самих эмотивных переживаниях отсутствует это интеллектуальное и рассудочное
определение. На этом фоне уже намечается особая потребность интеграции личности в действии,
но одновременно проявляется также и особое значение этой интеграции, которую в некотором
смысле нельзя сравнивать с соматической интеграцией. Возникает потребность во всестороннем
анализе человеческой эмотивности, чтобы обрисовать профиль психической интеграции. 
Обычно психология и антропология проводят различие между телесностью, чувственностью и
духовностью человека. Не рассматривая правильность такого разделения, но, напротив, исходя из
него, попытаемся подчеркнуть значение эмотивности и сделаем это по той причине, что мы пыта-
емся представить наиболее целостный образ человеческого динамизма. Эмотивность же обозна-
чает особую форму и одновременно особый поток динамизма, который сводится к личностному
динамизму человеческих действий. Психический поток эмотивности протекает как бы между те-
лесностью и духовностью, не отделяясь от них, скорее, он неким образом приближается к ним и
объединяет их. Из этого видно, что мы не намерены отождествлять эмотивность со способностью
чувствовать. 
Эмотивный динамизм, по-видимому, выполняет роль некоего концентратора человеческих пе-
реживаний, как это еще покажет дальнейший анализ. Хотя между эмотивным динамизмом и реа-
гирующим динамизмом существует явное отличие, все же взаимная обусловленность очень вели-
ка. С другой стороны, между эмотивностью и духовностью человека наблюдается близость, уже
упоминавшаяся ранее. Все то, что определяет духовную трансцендентность личности, то есть от-
ношение к личности, к доброму и прекрасному и тем самым способность к самоопределению –
все это указывает на глубокий эмотивный резонанс в человеке. Этот резонанс, его качества и сила,
являющиеся совершенно индивидуальными, по-своему определяют качество и силу трансцендент-
ности личности и в каждом случае образуют ее основание в человеке. Выразительность своего
действия человек также черпает из эмоции. Проникновение в тайны человеческой природы с этой
стороны приводит к пониманию личности и действия; и, конечно, без адекватного анализа эмотив-
ности человека не может идти речь ни о каком глубоком понимании интеграции личности в дейст-
вии. 
Попытаемся начать анализ с того момента, когда соматический динамизм как бы прерывается и
в то же время максимально приближается к реагированию тела. Эмотивность, как и реагирование,
теснейшим образом связана с ощущением раздражителей. Известно, что соматическое реагирова-
ние – это способность реагировать на раздражители, причем в предыдущей главе нас больше всего
интересовала способность реагировать движением на соответствующий раздражитель. Наряду с
этой способностью, по-видимому, существует и другая: это способность чувствовать. В соматиче-
ской плоскости эта способность также основывается на ощущении и восприятии раздражителей,
которые исходят от материальных предметов, от различных тел. Однако их воздействие не является
соматическим и не состоит в реакции тела. Их воздействие – психическое, оно выражается в ощу-
щении. И хотя в соматической плоскости это психическое воздействие обусловлено некоторой ре-
акцией, все же само по себе оно выходит за рамки этой реакции. 
Реакция чувства значительно отличается от телесной реакции, хотя оба типа очень часто взаи-
модействуют друг с другом (например, если кто-нибудь, дотронувшись до горячей точки, отдерги-
вает руку назад в рефлекторном движении). Чувство как таковое не есть соматическая реакция.
Оно обнаруживает такое же отношение к телу, как и отношение между субъектом и объектом. И
хотя это отношение не осознается в самом чувстве, в процессе ощущения и чувствования тело – в
том числе и свое собственное – становится предметным содержанием чувств, которые одновре-
менно проникают в поле сознания. Так, именно благодаря ощущению, мы словно выбираемся из
всего того, что в предыдущей главе было названо субъективностью самого тела. Эта “субъектив-
ность” как таковая связана с соматическим реагированием, и в значительной мере она не пости-
гаема сознанием, тогда как психическая “субъективность”, которая разворачивается на телесной
основе в чувстве, напротив, уже постигается сознанием. Ведь чувство представляет собой чувст-
венный рефлекс познания (sinnlichen Erkenntnisreflex), на основе которого тело становится пред-
метным содержанием, но это содержание проникает в сознание и отражается в нем. 
Hosted by uCoz