Попытаемся как можно глубже проникнуть в отношение чувства к сознанию, так как это отно-
шение имеет глобальное значение для динамизма личности. Здесь в первую очередь речь идет о
чувстве собственного тела. Именно тело, его различные состояния и движения образуют источник
чувств, которые в значительной мере способствуют ощущению человеком собственного тела. В
этом ощущении чувство сливается с сознанием, создавая из него как бы единственное фундамен-
тальное ощущение, хотя чувство как таковое отличается от интеллектуального, разумного созна-
ния.
Мы уже много раз обращали внимание на то, что сфера сознания тела несет на себе отпечаток
сферы чувств. Так и весь внутренний динамизм тела, организм и связанная с ним вегетативная ви-
тальность находятся как бы за пределами сферы сознания, поскольку ничто из вышеназванного не
осуществляется в области чувств. Мы подчеркиваем словечко как бы, потому что человек, обла-
дающий сознанием собственного тела, обладает также и особым сознанием его внутреннего мира
и внутреннего динамизма. Это сознание конкретизируется с помощью соответствующих чувств
(например, чувства телесной боли), которые влияют на то, что внутренний мир тела одновременно
входит в область сознания. Эта конкретизация в сознании с помощью чувств также представляет
собой абсолютно достаточное основание для ощущения собственного тела.
Привычное ощущение собственного тела является результатом многих ощущений, которые
связаны с телом и его реагирующим динамизмом движения. Эти ощущения демонстрируют каж-
дому из нас не особую субъективность тела, а как раз соматическую структуру всего субъекта
человек всего я. Они демонстрируют, в каком объеме человек является телом своего я и в
каком объеме тело как сома активно участвует в существовании и действиях человека. Можно ска-
зать, что чувство тела непосредственный рефлекс тела, который образуется и оформляется на
почве реагирования и подвижности тела, имеет огромное значение для ощущения собственного
телесного я. Как мы уже указывали выше, это привычное ощущение представляет собой резуль-
тат многих ощущений, и этот результат проявляется в виде некоторого самоощущения. Какое-
нибудь самоощущение всегда сопровождает человека, всегда образует как бы цель ощущений и
рефлекс своего существования и действия. Непосредственный и собственный предмет самоощу-
щения есть целое соматическое я, которое неотделимо от личностного я, но по сути принадле-
жит ему.
Нужно подчеркнуть тот факт, что самоощущение демонстрирует отчетливо квалифицируемую,
ценностную черту: известно, что на основе самоощущения мы чувствуем себя хорошо или плохо,
и в рамках этого фундаментального отличия самоощущение приобретает новые различные оттен-
ки. То есть бывает более или менее хорошо и более или менее плохо. Это и выражает человек во
фразах типа я чувствую себя хорошо, я чувствую себя плохо или во фразах, подобных этим,
которые констатируют, что, например, я чувствую себя больным или что я чувствую голод,
истощение, что я силен, здоров и т. д. Человек может также чувствовать себя ловким, усердным
или работоспособным или же, наоборот, неусердным и неработоспособным, что с помощью пси-
хического рефлекса подчеркивает значение усердия и с помощью реагирующего динамизма дви-
жения значение работоспособности. В который раз мы убеждаемся в том, что этот динамизм и
его действие глубоко обусловливают так называемые более высокие психические функции: на-
пример, если физическая усталость отрицательно влияет на наши умственные процессы, то, на-
оборот, отдых способствует ясности мышления и т. п. Так мы осознаем, сколь тесно связано сома-
тическое я с личностным я, закреплено в нем, и насколько прочное единство образуют оба я.
Чувство собственного тела неизбежный фактор для ощущения целостной субъективности че-
ловека. В этом ощущении тело и сознание как бы связаны между собой посредством чувства, ко-
торое является одним из простейших явлений человеческой психики и в то же время представляет
собой первый психический рефлекс человеческой соматики. Этот психический рефлекс чувства
значительно отличается от рефлексивной функции сознания, которая, как уже подчеркивалось вы-
ше, обладает особым значением для ощущения личности конкретного человеческого я. Взаимо-
проникновение чувства и сознания подчеркивает зависимость, которая существует в сфере чело-
веческого познания вообще между чувством и разумом. При этом речь идет о двоякой зависимо-
сти, поскольку чувство позволяет осуществить предметный контакт с конкретным телом, но в то же
время демонстрирует психическую субъективность, которая соединена с телом как соматическим
субъектом. Чувство или ощущение психически происходит в человеческом я, и это происшест-
вие как раз и демонстрирует субъективность. Эта демонстрация как бы разыгрывается перед соз-
нанием, которое в противовес чувствам и ощущению сохраняет свою собственную систему при-
оритетов и преимуществ, кроме случая, когда в сознании начинают преобладать эмоции.
|