Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 53 
Next page End  

Попытаемся как можно глубже проникнуть в отношение чувства к сознанию, так как это отно-
шение имеет глобальное значение для динамизма личности. Здесь в первую очередь речь идет о
чувстве собственного тела. Именно тело, его различные состояния и движения образуют источник
чувств, которые в значительной мере способствуют ощущению человеком собственного тела. В
этом ощущении чувство сливается с сознанием, создавая из него как бы единственное фундамен-
тальное ощущение, хотя чувство как таковое отличается от интеллектуального, разумного созна-
ния. 
Мы уже много раз обращали внимание на то, что сфера сознания тела несет на себе отпечаток
сферы чувств. Так и весь внутренний динамизм тела, организм и связанная с ним вегетативная ви-
тальность находятся как бы за пределами сферы сознания, поскольку ничто из вышеназванного не
осуществляется в области чувств. Мы подчеркиваем словечко “как бы”, потому что человек, обла-
дающий сознанием собственного тела, обладает также и особым сознанием его внутреннего мира
и внутреннего динамизма. Это сознание конкретизируется с помощью соответствующих чувств
(например, чувства телесной боли), которые влияют на то, что внутренний мир тела одновременно
входит в область сознания. Эта конкретизация в сознании с помощью чувств также представляет
собой абсолютно достаточное основание для ощущения собственного тела. 
Привычное ощущение собственного тела является результатом многих ощущений, которые
связаны с телом и его реагирующим динамизмом движения. Эти ощущения демонстрируют каж-
дому из нас не особую “субъективность тела”, а как раз соматическую структуру всего субъекта
“человек” – всего “я”. Они демонстрируют, в каком объеме человек является телом своего “я” и в
каком объеме тело как сома активно участвует в существовании и действиях человека. Можно ска-
зать, что чувство тела – непосредственный рефлекс тела, который образуется и оформляется на
почве реагирования и подвижности тела, – имеет огромное значение для ощущения собственного
телесного “я”. Как мы уже указывали выше, это привычное ощущение представляет собой резуль-
тат многих ощущений, и этот результат проявляется в виде некоторого самоощущения. Какое-
нибудь самоощущение всегда сопровождает человека, всегда образует как бы цель ощущений и
рефлекс своего существования и действия. Непосредственный и собственный предмет самоощу-
щения есть целое соматическое “я”, которое неотделимо от личностного “я”, но по сути принадле-
жит ему. 
Нужно подчеркнуть тот факт, что самоощущение демонстрирует отчетливо квалифицируемую,
ценностную черту: известно, что на основе самоощущения мы чувствуем себя хорошо или плохо,
и в рамках этого фундаментального отличия самоощущение приобретает новые различные оттен-
ки. То есть бывает более или менее хорошо и более или менее плохо. Это и выражает человек во
фразах типа “я чувствую себя хорошо”, “я чувствую себя плохо” или во фразах, подобных этим,
которые констатируют, что, например, “я чувствую себя больным” или что “я чувствую голод,
истощение”, что “я силен, здоров” и т. д. Человек может также чувствовать себя ловким, усердным
или работоспособным или же, наоборот, неусердным и неработоспособным, что с помощью пси-
хического рефлекса подчеркивает значение усердия и с помощью реагирующего динамизма дви-
жения – значение работоспособности. В который раз мы убеждаемся в том, что этот динамизм и
его действие глубоко обусловливают так называемые более высокие психические функции: на-
пример, если физическая усталость отрицательно влияет на наши умственные процессы, то, на-
оборот, отдых способствует ясности мышления и т. п. Так мы осознаем, сколь тесно связано сома-
тическое “я” с личностным “я”, закреплено в нем, и насколько прочное единство образуют оба “я”. 
Чувство собственного тела – неизбежный фактор для ощущения целостной субъективности че-
ловека. В этом ощущении тело и сознание как бы связаны между собой посредством чувства, ко-
торое является одним из простейших явлений человеческой психики и в то же время представляет
собой первый психический рефлекс человеческой соматики. Этот психический рефлекс чувства
значительно отличается от рефлексивной функции сознания, которая, как уже подчеркивалось вы-
ше, обладает особым значением для ощущения личности конкретного человеческого “я”. Взаимо-
проникновение чувства и сознания подчеркивает зависимость, которая существует в сфере чело-
веческого познания вообще между чувством и разумом. При этом речь идет о двоякой зависимо-
сти, поскольку чувство позволяет осуществить предметный контакт с конкретным телом, но в то же
время демонстрирует психическую субъективность, которая соединена с телом как соматическим
субъектом. Чувство или ощущение психически происходит в человеческом “я”, и это происшест-
вие как раз и демонстрирует субъективность. Эта демонстрация как бы разыгрывается перед соз-
нанием, которое в противовес чувствам и ощущению сохраняет свою собственную систему при-
оритетов и преимуществ, кроме случая, когда в сознании начинают преобладать эмоции. 
Hosted by uCoz