Примечания автора и редактора:
1
Это отличие особенно упоминает Ханна Арендт, ученица М. Хайдеггера, в своей книге Vita
activa. Muenchen, 1981.
2
Никомахова этика 1094 а I и далее. О целенаправленности практики ср. также: Политика I.I, 1952
a3; de caelo, 292 в 1 и далее.
3
Под впечатлением работ Галилея и особенно Ньютона возникло представление, что всякое со-
лидное знание должно строиться more geometrio, по методу математики и образцу Евклидовой гео-
метрии. Правда, поначалу не знали точно, как же этика может выглядеть a la математика, и в дейст-
вительности первую продуманную, но в то же время изрядно неуклюжую попытку построения
аксиоматической этики мы обнаруживаем только в XVIII веке, у Христиана Вольфа, одного из са-
мых содержательных, и одновременно наивно рационалистических просветителей, который в 1738
году опубликовал этику modo scientifico pertraktata (лат. только научное исследование прим.
перев.). Уже Декарт в 1637 году высказал мнение о том, что этические высказывания, как и матема-
тические, должны строиться на аксиомах, так что с осуществлением этой цели в нашем распоряже-
нии была бы только morale per provision, временная этика, которая, как добавляет ученик Декарта
Мальбранш, необходима non parce qu'elle satisfact l'esprit mais que le besoin presse (фр. не потому,
что она удовлетворяет разуму, а потому, что ее вынуждает необходимость прим. перев.). Поко-
лением позднее, у Локка, который даже за физикой не хотел признавать право на достоверность,
мы находим, что утверждения в морали и политике могли бы выглядеть так же, как и в математике,
и даже могла бы иметь такую же достоверность, как as that a triangle has three angles equal to two
right ones (англ. сумма углов треугольника равна двум прямым углам прим. перев.). (Утвер-
ждение автора данной работы, что «первую продуманную <...> попытку построения аксиоматиче-
ской этики мы обнаруживаем только в XVIII веке у Христиана Вольфа» (см. пред. стр.), весьма
спорно. В русскоязычной традиции как «создатель геометрического метода в философии» рас-
сматривается философ XVII века Бенедикт Спиноза. Под этим названием (геометрический метод в
философии) в философии Нового времени подразумевалось использование заимствованного из
античной геометрии аксиоматического метода для обоснования и изложения философских кон-
цепций и учений (См., напр.: Философский словарь. М., 1991. С. 428). Впервые аксиоматический
метод практически использовал именно Спиноза для построения своего главного труда «Этика»
(«Ethica more geometrico demonstrara», 1977). В данной работе Спиноза по образцу геометрии Евк-
лида изложил свою систему, начиная с установления необходимых для этого определений и аксиом
и кончая доказательством вытекающих из них теорем. Вся работа в целом построена по образцу
геометрического трактата: каждая часть (всего их V) состоит из теорем, лемм, коллариев (выводов)
и схолий (пояснений). В основе подобного рода применения геометрического метода в философии
лежало механистическое представление о мире как грандиозной машине, подчиняющейся законам
механики и геометрии, то есть такой закономерной системе, которая может быть познана геомет-
рическим методом. Прим. ред.
Примечания автора и редактора:
1
Ср. Диалог Платона Протагор, 321 с.
2
Аристотель. Метафизика, книга а.
3
Мы радуемся когнитивному как таковому, говорит Аристотель, прежде всего восприятию и
особенно зрению, и чем выше когнитивная ступень, тем она ценнее. Ср. Protreptikos, фрагмент 7.
5
Jonathan Bennet в своей книге Rationality/ An Essay towords an Analysis. London, 1964 иссле-
дует вопрос о том, каковы эмпирические показатели, позволяющие называть живое существо ра-
циональным. В своих рассуждениях относительно различия между тем, что он называет умом жи-
вотных и рациональностью, Беннет приходит к выводам, которые лежат абсолютно в той же плос-
кости, что и дифференциация Аристотеля.
6
Max Scheler. Die Stellung des Menschen in Kosmos.
7
Arnold Gehlen. Der Mensch/ Seine Natur and Stellung in der Welt. Frankfurt, 1966.
8
Helmuth Plesner. Die Stufen des Organischen und der Mensch. Berlin, 1965, 309ff.
9
Ср., например: «То, что делает человека «человеком», не является новой ступенью жизни».
10
Ср. с. 361: «Абсолютная рефлективность недоступна одушевленному телу на животном уров-
не. Правда, его бытие, его жизнь из центра образует позицию его существования, но эта жизнь не
соотнесена с человеком, не дана ему. Таким образом, здесь существует возможность реализации.
Тезис выражается в том, что эта возможность остается у человека. Какие условия должны быть
выполнены для того, чтобы живому существу был дан центр его позициональности, в котором это
существо живет, в силу которого переживает и действует? Очевидно, главным условием является
|