то, чтобы центр позициональности, на дистанцировании к собственному телу которого покоится
возможность всякой данности, сохранял дистанцию и по отношению к самому себе».
Ср. также с. 364: «Человек как одушевленная вещь, поставленная в центр своего существования,
знает этот центр, переживает его и поэтому выходит за его границы. Он переживает связь в абсо-
лютном здесь-и-сейчас, тотальную конвергенцию окружающей среды и собственного тела против
центра своей позиции, и поэтому он уже не связан такой конвергенцией. Он переживает непосред-
ственное возникновение своих действий, импульсивность порывов и движений, радикальное нача-
ло своего бытия, положение между действием и действием, выбор, равно как и охваченность аф-
фектами и импульсами; он осознает себя свободным и, несмотря на эту свободу, закованным в
существование, которое препятствует человеку и с которым он должен бороться. Если жизнь жи-
вотного центрична, то жизнь человека, не способного вырваться из этого центра, является эксцен-
трической (exzentrisch).
Ср. также с. 383 и далее: «Как эксцентрически организованное существо, человек должен преж-
де сделать себя тем, чем он уже является. Только так он может выполнить навязанную ему вместе с
его витальной формой задачу бытия не просто пребывать в центре своей позициональности, как
это делает животное, которое живет, исходя из этого центра, и все соотносит с ним, но находиться в
этом центре и тем самым знать о том, что он поставлен. Этот способ бытия в собственной «постав-
ленности» (Gestellheit) возможен лишь как осуществление (Vollzug), отталкивающееся от центра
«поставленности». А такой способ бытия возможен лишь как реализация: человек живет только
тогда, когда он осуществляет свою жизнь».
11
О дискуссии по антропологии Гелена ср.: Max Mueller. Philosophische Antropologie. Freiburg /
Muenchen, 1974, 10ff.
11а
Под «эксцентрической позициональностью» (excentrum отклоняющийся от центра (лат.))
имеется в виду описанная в работах Х. Плеснера предрасположенность, склонность человека к вы-
ходу за рамки непосредственного существования, за пределы реально данного, его стремление к
трансцендентным ориентирам самоизменения. Стремясь к бесконечному самоизменению, чело-
век всегда пребывает «вне места» и в «ничто», то есть является существом, утратившим самость и
«приговоренном» к вечному поиску себя и самоусовершенствованию. Своего рода «медиумом»
(посредником) в этом поиске себя, выражающим человека, является его тело, поведение и прису-
щие ему средства выразительности, которые и создают возможность эксцентрических реакций че-
ловека на среду и изменения собственного бытия. В эксцентрических реакциях сливаются духовная
и физическая сферы человеческого существования: физический автоматизм сочетается с созна-
тельной реакцией личности. Эксцентричность, по Плеснеру, универсальна, так как она пронизыва-
ет и эмоционально-непосредственные и интеллектуально-нравственные акты (прим. ред.).
12
Ряд имен и примеров приводят John C. Eccles и Hans Zeier в книге: Gehirn und Geist/
Biologische Erkenntnisse ueber Vorgeschichte, Wesen und Zukunft des Menschen. Muenchen, 1980.
13
Сразу же после Конрада Ленца такая модель была предложена Gerhard Vollmer в его работе
Evolutionaere Erkenntnistheorie/ Angeborene Erkenntnisstrukturen im Kontext von Biologie,
Psychologie, Linguistik, Philosophie und Wissenschaftstheorie. Stuttgart, 1975.
14
Ср. Lawrence S. Kubie. The fundamental nature of the Distinction between Normality and Neurosis
// The Psychoanalytic, Quarterly 23, 1954, 167-204.
15
Этот взгляд не является абсолютно новым, он выражался в средневековом определении лич-
ности, как sui juris (лат. «собственного права», термин римского права, означающий полноту граж-
данских прав прим. ред.). Человек, как утверждала и античная философия, свободен в той степе-
ни, насколько он обладает собой и в этом отношении к самому себе он представляет собой доста-
точное основание для своего бытия и поведения в любом аспекте. Эта свобода в смысле абсолют-
ного самообладания, самопринадлежности без остатка (bei-sich-sein) и полное самоудовлетворе-
ние называлось в греческой философии autarkei'a (греч. атаркия; самоудовлетворение, внутрен-
няя самодостаточность, автономность, независимость прим. ред.) Греческому понятию autarkei'a
как абсолютного господства над самим собой соответствует латинское «libertas» как dominium
actus sui (лат. свобода, как господство над своим стремлением
прим. перев.). Ср. Thomas,
Aquin, Summa theologiae Ia 29, 2 (III 47f).
16
В VII книге «Никомаховой этики» Аристотель разработал собственную теорию желаемого.
Примечания автора и редактора:
1
Под соматической потенциальностью человека имеется в виду наличие скрытых телесных
возможностей, сил, ресурсов, могущих проявиться при известных условиях, и, прежде всего, еще
не проявленных многообразных способностей телесного реагирования на раздражитель (прим.
ред.).
|