Примечания автора и редактора:
1
Имеется в виду так называемая философия диалога в том виде, в каком она была особенно
разработана М. Бубером и Ф. Розенцвайгом. Ср. также: Michael Theunissen, der Andere. Zur Sozia-
lontologie der Gegenwart. Berlin, 1965.
2
Ср., например, рассуждения Д. Роулза в книге John Rawls, A. Theory of Justice, 1971 (dt.: Theo-
rie der Gerechtigkeit, Frankfurt, 1989, § 67 f.)
Примечания автора и редактора:
1
Ср. Odo Marquard, 1990, 23.
2
Max Scheler. Antropologie als metaphysische Fundamentaldisziplin // Schriften zur Antropologie/ Stutt-
gart, 1994, 27.
3
Ср. Max Scheler. Die Stellung des Menschen in Kosmos // Schriften zur Antropologie, 126, ff.
4
Ср., напр. W.Keller. Philosophische Anthropologie-Psychologie-Transzendenz // Gadamer. H.-G. Neve
Antrhropologie Band 6 (Philosophische Antropologie, Erster Teil). Stattgart, 1975/ 3-42.
5
Ср. особенно работы Пиаже. В качестве введения к его произведениям можно указать на работу:
Reto Luzius Fetz. Struktur und Genese. Jean Peagets Transformation der Philosophie. Bern Stuttgart,
1988.
6
Приведенную здесь связующую линию нужно абстрагировать от всяких дифференциаций, как это-
го требует беглый обзор. Подробнее об этом см.: Charles Taylor. Sources of the Self. The Making of
the Modern Identity, Harvard University Press, 1994. Немецкое
издание. Quellen des Selbst. Die
Entstebung der neureitlichen Identitaet/ Frankfurt 1994.
7
Ср. о Фрейде: Paul Kkicoeur. De l'Interpretation / Essay sur Freud. Paris, 1965.
8
W. Keller, 1975, 209.
9
W. Keller, 209.
10
Diogen-Laertios. Leben und Meinungen Beruehmter Philosophen. Hamburg, 1968, III, 84. В русском
переводе см.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,
1979. Кн. III, разд. 84. С. 174.
10а
«Ангажированными» в данном контексте обязывающими того, кто ими занимается, соответство-
вать образу человека, который утверждается данной дисциплиной как образец, этический идеал
(прим. редакт.).
10б
Правильная этика в данном контексте исторический прообраз деонтологической этики, устанав-
ливающей различие между должным и сущим и содержащей предписания долженствования, в ее
отличии от дескриптивной этики, исследующей (наблюдающей и описывающей) социальные меха-
низмы морали в обществах различного типа (прим. ред.)
11
Ср.: Thomas v. Aquin. Kommentar zur Nikomachishen Ethik, In Eth. 1,3. ¹40.
11а
То есть, согласно Аристотелю, достичь не этической добродетели как опытно найденной в поведе-
нии середины между пороками, а дианоэтической добродетели, интеллектуальной. Условия ее дос-
тижения «правильная организация» (логическая, методическая) деятельности теоретического ра-
зума. Цель последнего может быть как теоретической нахождение истины ради нее самой, так и
практической установление норм поведения, что, собственно, и делает возможным самоизменение
на рациональной основе (прим. ред.)
11б
Здесь имеются в виду аутореференциальные, самоотнесенные высказывания типа: «Я утверждаю,
что я...» (прим. ред.)
11в
Под диспозициями действия и воли здесь имеется в виду их взаимосоотнесенность, которая толь-
ко и позволяет мне как субъекту действия рассматривать мои поступки как «мои», то есть как
имеющие имманентное личности, внутреннее основание волевую предрасположенность, склон-
ность «я» к действиям (прим. ред.)
12
Max Scheler. Mensch und Geschichte // Philosophische Weltanschauung. Muenchen, 1954, 62.
13
Согласно феноменологическому воззрению, такое положение, исходящее из опыта, включает в се-
бя то, что можно было бы обозначить как взгляд на существенное. Созерцание это не только чув-
ственное восприятие определенной, отдельной вещи, вещи здесь-и-сейчас. Существует созерцание
того, чем является вещь согласно своему собственному бытию и чем она является по своей общей
сути. Акт, которым постигается суть, есть акт духовный, который Гуссерль назвал интуицией. Она
кроется в каждом отдельном опыте как неизбежный фактор мы не могли бы говорить о людях,
животных, растениях, если всем этим, воспринимаемым нами здесь и сейчас, мы не охватывали бы
всеобщее, которые мы обозначаем общим именем, но интуиция может отделиться от опыта и осу-
|