Это аристотелевское различие между двумя типами человеческого действия, между практикой и
поэзией, в настоящий момент нас не интересует. Гораздо большее историческое значение имело
другое основание этого тройного деления, а именно основание по цели (Telos). Это основание мы
находим у Аристотеля в Метафизике, книга а, I (933 в 20 и далее) и в начале Евдемовой этики,
следовательно, есть два типа различия между дисциплинами: различие, основанное на цели, и раз-
личие, основанное на предмете. Теоретическое, практическое и поэтическое знания дифференци-
руются Аристотелем в соответствии с различными целями, причем формы теоретического знания
также выделяются в соответствии с присущим им предметом.
В связи с тем, что мы хотим точнее наметить границы философской антропологии как само-
стоятельной дисциплины, нас интересует различие между теоретической и практической наукой,
episteme
6*
. Что это означает, различать две формы знания на основе их целей? Аристотель объясня-
ет это очень просто: цель теоретической науки истина, цель практической действие (993 в 20-21).
Очевидно, что здесь не имеется в виду, что знание, становится теоретическим или практическим в
зависимости от того, с каким намерением мы развиваем это знание или используем его, Уже зара-
нее известно, что существуют различные области знания, в которых используется теоретический
или практический метод. Математика для Аристотеля, разумеется, теоретическая наука, совершен-
но независимо от того, занимаюсь ли я ей, чтобы заработать деньги, или из чисто интеллектуально-
го любопытства. Цель означает не субъективное намерение исследователя или ученого, но замы-
сел, имманентный области знания, внутренне присущий ей. Все же остается неясным, что значит
здесь цель, ведь в конце концов никто не будет утверждать, что целью практических наук является
действие, а не истина. Речь в данном случае идет о практическом знании, и в 6-ой книге Никома-
ховой этики Аристотель сам говорит об аletei a praktike, или о практической истине. То, что
Аристотель имеет в виду, можно изложить следующим образом.
1.
Целью некоторого знания (telos einer episteme) всегда является знание и, следовательно, ис-
тина. Однако это знание и эта истина могут быть различными: математическое знание и математи-
ческая истина по своему предмету существуют ради самих себя, внутренне они не обращены ни на
что другое, даже если использовать их с определенными намерениями. Практические знания и ис-
тина, как, например, этическое знание, напротив, существуют не ради самих себя, но внутренне
они ориентированы на нечто, в случае с этическим знанием на упорядочивание человеческих
действий; но все же и здесь речь идет о знании (знании orthos logos, греч. правильной нормы
поведения, то есть нормативном знании прим. редакт.).
2.
Тем самым мы возвращаемся к различению областей знания на основании предмета, а не
на основании цели. Есть области знания, которые уже только из-за своего онтологического своеоб-
разия, то есть своеобразия способа существования исследуемой реальности, пригодны для наблю-
дения и изучения: например, математика или астрономия. Предмет здесь не обусловлен ничем
другим просто потому, что он определяется собственными законами, на которые человек не влия-
ет и не может влиять. Но есть и другие области знания, которые по своей внутренней структуре
таковы, что их имеет смысл изучать, чтобы на основании полученного знания иметь возможность
что-либо сделать; такова, например, этика. Иначе говоря, есть науки, которые всегда и по необхо-
димости теоретичны. Аристотель в качестве примера таковых называет натурфилософию (сего-
дняшнее естествознание), математику, астрономию и метафизику. Но есть науки, которые не яв-
ляются теоретическими по необходимости, так как их предметы подвергаются изменениям посред-
ством различных видов человеческого действия. Этими науками можно заниматься как практиче-
ски, то есть с нетеоретическими намерениями, так и чисто теоретически. Возможно, Аристотель
здесь привел им в пример науку о строительных материалах: их можно исследовать либо теорети-
чески с точки зрения присущих им свойств и структуры, либо же практически в отношении к
цели постройки дома. И наконец, есть науки, внутренняя цель которых- упорядочивание человече-
ских действий. Такова этика, которая по самому своему внутреннему строю практична.
3.
Но что это означает практична по самому своему внутреннему строю? На этот вопрос
традиция не дает ясного ответа, если отвлечься от попытки Канта, для которого сфера практическо-
го определялась через введенное им различие между понятиями свободы и понятиями приро-
ды (безусловные моральные принципы, или законы свободы, которые надприродны, Кант про-
тивопоставлял естественным законам, или законам природного мира прим. редакт.). Можно
предположить, что ответ на этот вопрос приведет к такому рассуждению. Практическая наука на-
нимается предметами, которые достойны обсуждения потому, что они имеют значение для нашей
жизни. Конечно, эти предметы можно изучать и из чисто теоретического интереса, но тогда не бу-
6*
точное знание в его отличии от мнения; (греч.) прим. перев. и ред.
|