культурный багаж. Именно с этим идеальным миром культуры и связан множественными связями
"образ Я", регулирующий наше поведение. Именно под воздействием этого мира он в большой степени
и формируется, отражая и впитывая все наработанные нами социальные установки, неразрывно
связанные с сознанием. Но сам "образ Я" остается при этом полноценным, полнокровным
многозначным образом, который невозможно исчерпать никаким самым тщательным анализом, ибо
связи его с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим человека, а также со всем образом мира -
неисчислимы. "Образ Я" - как бы полномочный представитель сознания в царстве образного мышления,
и в этом своем качестве он отвечает за механизмы психологической защиты: оставаясь не полностью
осознанным (в силу своей многозначности), "образ Я" первым сталкивается с новой информацией (ибо
правое полушарие воспринимает ее быстрее левого) и определяет, что может и что не может быть
доведено до сознания. Но из этого следует, что дефектность образного мышления приводит к
нарушению формирования "образа Я" и как следствие - к нарушению механизмов психологической
защиты, к нарушению психологической адаптации, к дезинтеграции поведения. И сновидения, в
которых образное мышление является определяющим, лишаются своих защитных свойств.
Что же приводит к неполноценности образного мышления? Ведь человек рождается с высокими
потенциальными предпосылками к такому мышлению. В раннем детстве преимущество в развитии на
стороне правого полушария, и лишь постепенно и с большим трудом формируется доминантность
логического мышления. И это вполне объяснимо - прежде всего младенцу необходимо воспринять мир
целостно, объемно, непротиворечиво, и прежде всего он должен научиться реагировать на
неопределенные, многозначные сигналы этого мира. Потому что эмоциональные реакции близких,
любовь родителей - это многозначный контекст; мы уже писали, что никаким анализом нельзя
исчерпывающе определить, почему и как человек любит или не любит другого человека.
Но правое полушарие не только предуготовано к восприятию многозначности эмоциональной
экспрессии - оно развивается и совершенствуется в своих функциях под влиянием этой экспрессии
близких людей и под влиянием собственной эмоциональной экспрессии ребенка, проявляющейся в его
двигательном, невербальном поведении. И поэтому дефицит эмоциональных контактов (когда родители
лишают ребенка эмоциональной поддержки) и ограниченность эмоционального самовыражения
(например, при тугом пеленании или при наказаниях за каждую попытку эмоциональной реакции)
приводят к недоразвитию образного мышления, неспособности к созданию многозначного контекста,
несформированности "образа Я". А потом ребенок начинает развиваться в условиях все более активного
давления нашей левополушарно ориентированной цивилизации, и в школе у него всеми способами
активируют исключительно логическое мышление, и компьютерные игры продолжают эту тенденцию.
И если уже сложившиеся эмоциональные контакты и художественные интересы и увлечения не
противодействуют этим тенденциям, то образное мышление все более подавляется, и возникают
предпосылки для невротических и психосоматических расстройств.
Восстановление образного мышления
Серьезный разговор смягчить веселой шуткой
С терпеньем слушать тех, чьи рассуждения злят,
И уловить душой, к чужой улыбке чуткой,
Где нужен парадокс, а где - лукавый взгляд.
Р. В. С.
В предыдущей главе я подробно описал проявления и последствия функциональной
неполноценности образного мышления, неспособности к созданию многозначного контекста.
Накапливается все больше данных, что отсутствие способности к созданию многозначных связей с
неисчерпаемо богатым миром - миром вокруг нас и миром наших собственных переживаний - лежит в
основе самых разнообразных форм психических и психосоматических расстройств и лишает человека
счастливого ощущения гармоничной вписанности в этот мир. Задача данной главы - показать, с
помощью каких приемов можно развить и восстановить эту способность.
|