Одним из наиболее эффективных способов активации образного мышления являются
эмоциональные отношения между людьми. Переживания и эмоциональные связи по своей природе
многозначны. Их невозможно исчерпывающе выразить в словах. Экспериментально показано, что
правое полушарие особенно чувствительно к эмоциональной экспрессии, к выражению лица и к
интонациям голоса, передающим модуляции эмоционального состояния. Но это означает, что по закону
обратной связи эмоционально заряженные впечатления и переживания тоже должны активировать
образное мышление. Это положение даже не требует доказательства - кто из нас не знает, что состояние
влюбленности, и даже безответной влюбленности, не только делает человека повышенно
чувствительным ко всем нюансам эмоциональных отношений и к красоте природы, но и
чудодейственно активирует творческий потенциал - даже далекие от искусства люди начинают писать
стихи, обращаются к музыке и живописи. А ведь вся эта творческая деятельность находится в ведении
об разного, многозначного мышления. Как я уже упоминал в начале данного раздела, многочисленные
исследования показали, что у больных психосоматическими заболеваниями и неврозами на ранних
этапах развития, как правило, отсутствовали достаточные эмоциональные контакты с наиболее
значимыми людьми - с родителями, и особенно с матерью. Этот дефицит эмоционального общения мог
тормозить развитие образного мышления. Поэтому ключевой задачей психотерапевта является
установление эмоционального контакта с пациентом, и когда это удается, тем самым делается первый
шаг в сторону восстановления многозначных связей с миром в целом. Утрата этих связей - одно из
наиболее тяжелых переживаний, ибо человек, не чувствующий себя полноценно вписанным в
целостный многозначный мир, ощущает этот мир враждебным, непонятным, отторгающим и
формально-холодным. Профессор Леон Шерток несколько лет назад сопоставил разные типы
психотерапии и пришел к выводу, что разница между различными принципами и техническими
приемами психотерапии не столь существенна, коль скоро между клиентом и психотерапевтом
устанавливается эмоциональная связь и чувство эмпатии. Если же это чувство отсутствует, никакие
самые изощренные приемы психотерапевтического воздействия не приводят к успеху.
Но помимо эмоционального контакта, являющегося обязательным условием любой формы
психотерапии, многие из них еще и непосредственно адресуются к образному мышлению. Как я уже
показал ранее, гипноз, и все особые состояния сознания (йога, медитация и т.д.) раскрепощают и
активируют образное мышление, способствуют созданию многозначного контекста. В последние годы
много внимания уделяется так называемой арт-терапии (лечению искусством) и лечению творческим
самовыражением, что самым прямым образом активирует образное мышление. Но даже те формы
психотерапии, которые на первый взгляд кажутся бесконечно далекими от арт-терапии, в
действительности имеют с ней общие корни. Так, в процессе психоанализа клиента постоянно
побуждают обращать внимание на его сновидения, вспоминать их, его беспрерывно просят
продуцировать свободные ассоциации, что в действительности и есть активация образного мышления.
И нельзя исключить, что именно это, а не само по себе вскрытие давних неосознаваемых комплексов,
обеспечивает основной терапевтический эффект. (Другим преимуществом психоанализа является то, что
он делает пациента как бы супервизором всех его психологических проблем и тем самым отделяет его от
этих проблем и возвышает над ними. Проблемы превращаются в интересную психологическую задачу,
что очень способствует развитию интеллектуальной поисковой активности).
Очень сильным активатором образного мышления является юмор. Лучшие анекдоты и парадоксы
основаны на многозначности ключевых, для этих анекдотов и парадоксов, понятий. Парадоксы Уайльда
позволяют взглянуть на одно и то же явление с разных сторон и даже прямо противоположных точек
зрения. Когда Ф. Кривин пишет: "Великий Каин любил людей - он обращался с каждым, как с братом" -
он переворачивает известное клише "братская любовь" и разрушает принятые стереотипы, а ведь это и
есть необходимое предварительное условие для развития многозначного мышления. Кривин весь
состоит из таких находок, типа: "Еще одна вершина взята - Иисус Христос взошел на Голгофу", или
"Количество клеток современной обезьяны исчисляется формулой n+1. За единицу принимают ту, в
которой она сидит". Такие тексты способствуют многозначности мышления не в меньшей степени, чем
арт-терапия, и по существу принадлежат к ней. [По моему собственному опыту клинической работы,
отсутствие чувства юмора характерно для больных шизофренией даже в самой ранней стадии
заболевания.]
|