В последние годы стали появляться новые интересные и перспективные психологические
приемы развития образного мышления. Один из таких методов был создан буквально у меня на глазах.
Молодой детский психиатр, доктор Римма Тарнавски, на основании своего опыта работы разработала
технику, названную ею "психодиализом". На начальном этапе лечения пациенту предлагают закрыть
глаза и постоянно рассказывать, что он "видит" при закрытых глазах. Этот прием делает человека
чувствительным к смутным, случайным и, казалось бы, необязательным цветовым бликам,
возникающим при закрытых глазах из глухого ровного фона. Фиксируя эти блики и безостановочно
отчитываясь о них, человек приобретает опыт "внутреннего видения" и, что еще более важно, он
перестает испытывать чувство смущения перед теми неуловимыми и очень подвижными
впечатлениями, которые невозможно описать точно, упорядочить, организовать в какую-то логически
стройную систему, "пришпилить" намертво в свой гербарий опыта психических переживаний. Чем
свободнее чувствует себя человек перед лицом этих неуловимых впечатлений, чем легче он говорит о
них вопреки ощущению их "непередаваемости", тем легче они возникают и тем разнообразнее
становятся.
После этой первой тренировки пациенту предлагают мысленно "попутешествовать" по всему
пространству его тела, "поместить всего себя" мысленно в ту или иную точку тела и описать свои
ощущения. Так нащупываются "болевые точки", за которыми стоят скрытые переживания. Постепенно
человек научается связывать свои ощущения с мысленными представлениями о тех событиях, которые
впервые вызвали эти ощущения, и переходит к образным представлениям своих основных конфликтов,
имеющих корни в прошлом. А отсюда уже рукой подать до воображаемого разрешения этих конфликтов,
которое Римма виртуозно помогает осуществить своим больным. Просто невероятно, как в течение
нескольких сеансов удается иногда снять тяжелые и застарелые проявления невроза навязчивости,
преодолеть стойкие страхи, убрать болевые ощущения, изменить поведение. Могущество образного
мышления неисчерпаемо.
Интересно, что при этой технике, так же как и при других успешных психиатрических
воздействиях, больные нередко отмечают спонтанное увеличение числа запомнившихся сновидений, и
они постепенно приобретают все более яркий, насыщенный, активный характер. Вспомним, что
сновидения, с одной стороны, являются типичным проявлением образного мышления, а с другой -
важным механизмом психологической защиты и восстановления поисковой активности. По динамике
сновидений можно судить об успешности лечения.
Метод психоанализа, предложенный Р. Тарнавски, имеет некоторые общие черты с методикой
американского психолога Вернера Вульфа. Он предлагает своим клиентам представить себя в том месте,
где они когда-то чувствовали максимальную радость и полноту жизни. [Надо сказать, что Вернер Вульф
отнюдь не единственный психотерапевт, применяющий такую методику. Такие образные представления
входят как необходимая составная часть в различные системы аутогенной тренировки как ее высшая
ступень - эмоционально-образная тренировка. Например, вместе с Г. И. Крайновым мы использовали
эту методику в своей работе, начиная с середины 70-х голов (изложение ее см. в методических
рекомендациях "Аутогенная тренировка". М. 1981, в соавторстве с Г. И. Крайновым, и "Аутогенная
тренировка в комплексной психотерапии лиц, находящихся в кризисных состояниях". М., 1984.)]
"Пребывание" в этом "месте миpa" - мира с самим собой и со всем окружающим - в высшей степени
способствует реализации личностного потенциала. С этой точки зрения можно начинать восхождение и
преодоление давних комплексов и конфликтов. Стимуляция образного мышления и в этой методике
является центральным приемом.
Но восстановление образного мышления - процесс трудоемкий и медленный. Поэтому
первоочередной задачей общества является сохранение того потенциала образного мышления, который
каждый из нас получает в раннем детстве и потом часто утрачивает. Родители должны помнить, что их
улыбка, выражение их лиц, их слезы и жесты, окрашенные переживаниями, и их реакция на смех, слезы
и жесты ребенка имеют не меньшее значение для его дальнейшего развития, чем регулярное
полноценное питание. Эмоциональная дистанция между матерью и ребенком превращается в
дистанцию между выросшим человеком и миром, ибо мостик над пропастью - образное, чувственное,
многозначное восприятие мира - оказался разрушенным. А педагоги должны помнить, что помимо
точных знаний - знаний из разных наук и знаний, что должен и что не должен делать человек, - в их
|