Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 120 
Next page End  

от поиска. Можно предположить, что важную роль при этом играет исходный уровень поисковой
активности. Так, если в ходе онтогенетического развития отсутствуют условия для формирования
поисковой активности и уровень ее, соответственно, очень низок, то при столкновении с реальными
трудностями такой человек не способен включаться в их преодоление.
Иная картина в рамках этого же варианта может наблюдаться при исходно высоком уровне
поисковой активности. Очевидно, снижение поисковой активности в этом случае возможно тогда,
когда человек ориентирован на достижение какой-нибудь значимой для него цели, рассматриваемой как
конечная. Тем самым он как бы мотивирует себя на отсутствие поиска после достижения цели. Однако
поисковая активность может реализовываться в других сферах деятельности. Если этого не происходит,
развивается эмоциональная напряженность, приводящая к построению неадекватных поведенческих
схем и провоцирующая развитие отказа.
Вторая группа включает в себя те жизненные ситуации, в которых неудачи, следуя одна за одной,
приводят к тому, что человек устает с ними бороться и ждет, что его действия, направленные на
достижение цели, не приведут к желаемому результату. Неудачи начинают приобретать для него
большую эмоциональную значимость или личностный смысл, чем достижение цели. Все это приводит к
развитию пассивной стратегии поведения, а различия в исходном уровне поисковой активности,
очевидно, могут определить лишь скорость выработки этого состояния. Эти данные хорошо
укладываются в концепцию обученной беспомощности, о которой мы уже говорили выше.
Но надо сказать, что результаты, полученные лабораторным путем, не объясняют полностью
человеческие реакции, наблюдаемые в повседневной жизни. Так, в реальной жизни обученная
беспомощность может развиться не только в том случае, когда человек считает причиной своих неудач
себя, но и тогда, когда он видит их причину во внешних обстоятельствах, однако это возможно в высоко
значимой для субъекта ситуации. Правда, в такой ситуации беспомощность обычно не распространяется
на другие сферы деятельности, а может компенсироваться активизацией деятельности, не связанной с
решаемой проблемой.
Вместе с тем отнесение причин неудач вовне или внутрь - не единственная установка,
определяющая проявление обученной беспомощности. Большое значение имеет также фактор времени,
т.е. считает ли человек свои неудачи происходящими только в настоящем или предполагает, что они
будут преследовать его в будущем. Последнее, очевидно, отражает большую степень сформированности
отказа от поиска.
Также важна установка относительно области распространения неудач - относятся ли они к узкой
сфере деятельности или к любой области приложения усилий. Отношение между установками во
многом определяет степень распространения беспомощности на разные виды деятельности в настоящем
и будущем. Кроме того, вероятно, генерализованная во времени и пространстве обученная
беспомощность формируется на фоне фрустрации мотивов, задающих наиболее значимую сферу
деятельности человека, а в период формирования личности это, очевидно, возможно при фрустрации
ведущей деятельности, определяющей специфику каждого возраста.
Как было показано многочисленными исследованиями, одну из ведущих ролей в процессе
формирования личности начиная уже с младенческого возраста играет общение. Специфика
социальности ребенка в этом возрасте заключается, с одной стороны, в его абсолютной беспомощности,
а с другой - в том, что все его отношения с внешним миром опосредованы взрослым, и прежде всего
матерью.
Очень большое значение в этом возрасте имеет эмоциональный компонент общения. Лишение
его в значительной мере способствует увеличению чувства беспомощности, ребенок впадает в
состояние тревоги и дискомфорта, что нередко приводит к аномалиям в психическом развитии. Трудно
судить, насколько ребенок в этом возрасте способен оценивать степень неконтролируемости ситуации
и, соответственно, независимости между поведением и его результатом, но явления, возникающие при
фрустрации потребности в эмоциональном общении, очень напоминают состояние обученной
беспомощности. Кроме того, особенности психики ребенка этого возраста не дают возможности
осуществления заместительного поведения, и обученная беспомощность носит глобальный,
генерализованный характер, что оказывает большое влияние на дальнейшее как физическое, так и
психическое развитие ребенка. Сопоставление психического развития детей из детского дома и детей,
Hosted by uCoz