воспитывающихся в семье, показало, что первые значительно отстают в развитии мотивационной
сферы, навыков общения и речи. Была показана их большая пассивность, зависимость от мнения
взрослого. С точки зрения авторов, серьезным фактором, влияющим на задержку развития
эмоционально- волевой сферы, является недостаточный опыт совместного эмоционального
переживания.
Вместе с тем важным условием развития ребенка этого возраста является возможность
реализации двигательной активности. Ограничение ее (например, тугим пеленанием) может резко
усилить чувство беспомощности. Некоторые исследователи считают тугое пеленание серьезным
фактором риска в формировании пассивности и безынициативности в дальнейшем.
Однако даже при отсутствии факторов, ограничивающих двигательную активность, но при
фрустрации ведущей деятельности этого возраста - общении со взрослыми - возникает обученная
беспомощность. Ее формирование в этом возрасте имеет самые неблагоприятные последствия для
дальнейшего развития личности, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент этого
процесса.
Таким образом, в период раннего детства ребенок со сформированным отказом от поиска
приходит к дальнейшему развитию психических функций неготовым. Поэтому можно предположить,
что дети, получившие в младенческом возрасте опыт беспомощности, даже если вызванные ею
задержки в развитии относительно скорректированы, будут более склонны к формированию отказа от
поиска на более поздних стадиях своего развития.
В период раннего детства общение со взрослыми протекает на фоне развития предметной
деятельности, в форме сотрудничества ребенка и взрослого. Конечно, эмоциональный компонент
общения остается значимым, но развитие обученной беспомощности на фоне его фрустрации в этом
возрасте, возможно, не будет носить глобального характера, как это было бы в младенческом возрасте.
Вероятно, это обусловлено не только расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим
миром и, соответственно, появлением возможности выхода в заместительное поведение, но и тем, что
ведущая деятельность и стоящая за ней исследовательская активность, направленная на познание
окружающего мира, если и фрустрируется, то только косвенно.
Иная картина наблюдается, если по тем или иным причинам фрустрируется исследовательская
активность ребенка. Большое значение в развитии подобной ситуации имеет отношение к ребенку в
семье. Так, постоянные запреты и одергивания, характеризующие авторитарный стиль воспитания,
способствуют развитию эмоциональной напряженности, не позволяющей активно включаться в
деятельность, что, с одной стороны, может привести к задержке в развитии познавательно-
интеллектуальной сферы, а с другой - возникающая эмоциональная напряженность провоцирует и
нарушения общения. В сочетании с постоянной невозможностью реализации деятельности это
приводит к развитию состояния отказа от поиска по типу обученной беспомощности, причем в этом
случае она будет носить глобальный характер. Это предположение обусловлено еще и тем, что в этом
возрасте ребенок не в состоянии осознать причины своей эмоциональной напряженности (т.е. - я ли
плохой, или просто так складывается).
Другим вариантом отношения к ребенку, провоцирующим развитие отказа от поиска, является
гиперопека, развивающаяся достаточно часто в результате того, что отношение к ребенку, оценка его
возможностей со стороны родителей не изменяется по сравнению с младенческим возрастом, т.е. они
продолжают видеть в ребенке беспомощное существо, не способное ни к каким (или к очень малому
количеству) самостоятельным действиям. Естественно, в таком случае возникает стремление оградить
ребенка от решения встающих перед ним задач, даже таких, которые он уже способен решать
самостоятельно, что также не приводит к формированию активного отношения к окружающему миру.
Так, если предпосылки для формирования поисковой активности были созданы только в младенческом
возрасте, а на последующих этапах онтогенеза ребенок попадал в подобные ситуации, то во взрослом
возрасте у такого человека поиск будет носить ситуативно обусловленный характер.
Кроме того, формирование предпосылок для развития сюжетно-ролевой игры, характерное для
раннего детства, при таких условиях развития не происходит, что может существенно исказить
дальнейшее формирование личности.
С развитием ребенка стиль воспитания в семье приобретает все большее значение для
|