конверсионный синдром (паралич, афония и т.п.) при истерическом неврозе. В этом случае
неосознанный и враждебный сознанию мотив находит свое выражение и реализацию в невербальном
поведении. Само это поведение не контролируется сознанием, и его причины не осознаются, что может
вести к ложному представлению о полной независимости ("дезинтеграции") двух типов поведения -
осознаваемого и бессознательного. Но в действительности именно в связи с необходимостью
сохранения цельной структуры сознательного поведения неосознанное получает такой способ
выражения. Следовательно, в принципиальном плане и при конверсионном синдроме сохраняются
иерархия и своеобразная интеграция между сознанием и бессознательным психическим.]
V. При аффективных действиях особенности соотношения сознания и бессознательного
психического во многом полярны их соотношению в сновидениях. Если образы сновидений сохраняют
личностный смысл для сознания сновидящего при неосознании объективных значений, то для
поступков, совершаемых в состоянии патологического аффекта, характерно осознание формальных
значений действий, но смысл совершаемого (включающий представления о дальнейшей субъективной
оценке поступка и его последствий для субъекта) затемнен или полностью утрачен. Именно это
неосознание личностного смысла определяет снижение контроля над собственным поведением и
облегчает нарушение социальных норм, далее достаточно хорошо интериоризированных. Позднее, при
осознании смысла происшедшего, возникает чувство вины или стыда.
VI. Наконец, в заключение очень коротко остановимся на некоторых других формах
нерегулируемого сознанием поведения в условиях патологии. Особый интерес представляют
сомнамбулизм (снохождение) и истерическая спячка. Функциональный смысл этих состояний во
многом различен. Есть основания предполагать, что при снохождении происходит реализация в
интегральном невербальном поведении мотивов, которые по тем или иным причинам не удается
интегрировать с социальными установками поведения (в том числе это не удается сделать и в
сновидении). При истерической спячке также выявляются признаки отреагирования неприемлемых
мотивов, но не в виде невербального поведения, а в виде психических переживаний и неосознаваемых
галлюцинаторно-образных представлений.
Все эти состояния имеют одно существенное сходство - полное выключение сознания, несмотря
на видимую целесообразность поведения при некоторых из этих состояний. Таким образом, поведение
или переживание оказывается неосознаваемым и не фиксируется в оперативной памяти субъекта не в
силу особых отношений их с сознанием (сложность вербализации, неприемлемость для сознания,
перестройка самого сознания и т.д.), а потому, что в отличие от всех перечисленных состояний
бессознательное при описываемых эпизодах просто не сосуществует во времени с сознанием.
В самом начале этой главы мы подчеркнули, что, согласно нашему определению
бессознательного психического, о нем можно говорить только тогда, когда уже имеется развитое
сознание, и на этом основании предложили отнести психическое ребенка к досознательному. Может
показаться, что и приводимые случаи клинической патологии не соответствуют нашему определению
бессознательного психического. Но это не так. В описываемых ситуациях сознание вне эпизодов
сомнамбулизма развито достаточно и вполне активно. Поэтому само выключение сознания в эпизодах
можно рассматривать как результат своеобразного взаимоотношения сознания и бессознательного
психического - такого взаимоотношения, когда для проявления активности бессознательного в качестве
условия требуется выключение сознания.
Мы не считаем, что исчерпали все возможные варианты соотношений сознания и
бессознательного психического, определяющих формы проявления бессознательного. Но уже
рассмотренного достаточно для подтверждения правоты представлений Ф. В. Бассина относительно
того, что отношения сознания и бессознательного психического не исчерпываются конфронтацией (как
полагал З. Фрейд), а значительно богаче и интереснее.
Наш основной вывод заключается в следующем. Базой для бессознательного психического
является невербальное мышление, а многообразие форм проявления бессознательного определяется
различными соотношениями сознания и бессознательного, различной позицией и различной степенью
активности сознания в этих отношениях. Анализ бессознательного психического с предложенной точки
зрения может оказаться перспективным для понимания природы и функций конкретных проявлений
бессознательного психического.
|