предъявленными словами. Когда слова предъявлялись последовательно, оптимальный эффект
наблюдался при адресации их в правое поле зрения, если же слова адресовались к разным полушариям,
субъект лучше справлялся с заданием, когда левое полушарие активизировалось первым. Но когда слова
предъявлялись симультанно, либо в одно и то же поле зрения - правое или левое, - либо по одном слову
в каждое поле зрения, оптимальным оказывался именно последний вариант.
Вопрос о взаимодействии полушарий в процессе усвоения вербального материала нельзя считать
окончательно решенным, но важная роль правого полушария несомненна.
Два полушария и память
Только то и остается, что рассеяно,
Что рассыпано повсюду и нигде,
Что вам губы увлажнит в тумане северном,
А не в ливневом тропическом дожде.
Только то и остается, что невидимо -
Не потрогать, не погладить, не продать -
Что нас свяжет паутиночными нитями,
Не скрепив, как сургучовая печать.
Только то и остается, что потеряно -
Незаметно, безнадежно и давно,
Что пытаешься припомнить неуверенно,
А припомнив, не поверишь все равно.
Память, связанная с функцией левого полушария, может быть схематично представлена в виде
множества линейных цепей, каждое звено которых соединено, как правило, не более чем с двумя
другими (предшествующим и последующим), сами же цепи соединяются между собой тоже только в
отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (вследствие органического поражения)
ведет к разрыву всей цепи, к нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из
памяти большего или меньшего объема информации. Однако, благодаря отдельным связям между
цепями, разрыв одной из них может быть, по крайней мере отчасти, скомпенсирован как бы по
"обходным путям", с привлечением хотя и далекой, но логически релевантной информации из других
кругов памяти. Так, описанный в работе Л. Т. Поповой и Л. Р. Зенкова больной с хорошим
гуманитарным образованием, забывший после повреждения левого полушария даты жизни и смерти 10
виднейших литераторов, сумел некоторые даты правильно соотнести с историческими персонажами,
опираясь исключительно на логические признаки. Предлагаемые связи между отдельными замкнутыми
цепями заставляют критически отнестись к утверждению авторов, что для каждой области знания в
рамках левополушарной памяти должна существовать топологическая определенная и структурно
независимая организация нервных элементов.
В отличие от логико-вербальной, образная память опирается на густое сплетение множества
взаимосвязанных, расположенных в многомерном пространстве звеньев. Поскольку каждое звено
взаимодействует одновременно со многими другими, формируется сложная сеть переплетающихся
связей, которые отчасти перекрывают друг друга. Естественно, что чем больше точек опоры, тем
меньшее значение имеет каждая из них. В результате выпадение какого-либо звена или даже нескольких
звеньев не способно разрушить всю структуру и дезорганизовать всю систему, которая в целом
сохраняется за счет других звеньев со всеми их бесчисленными связями. Это дает образной памяти
большие преимущества как в "себестоимости" процесса усвоения и хранения материала, так и в объеме
его и прочности фиксации А. Р. Лурия в "Маленькой книжке о большой памяти" описывает
феноменальные мистические способности испытуемого Ш., который мог с первого предъявления
запомнить очень длинные ряды цифр и слов. При этом он представлял себе какую-то реальную картину,
например, расположение домов на улице Горького в Москве, и в процессе прослушивания материала
как бы нанизывал цифры одну за другой на эти дома. Когда же требовалось воспроизвести весь
|