Воистину, прав Станислав Ежи Лец - "никому не рассказывайте своих снов, а вдруг к власти
придут психоаналитики!"
Все механизмы психологической защиты делятся на четыре группы.
Первая включается уже на уровне чувственного восприятия информации (она и называется
перцептуальной, от латинского perceptio - восприятие). В этом случае человек просто не видит и не
слышит того, что может вызвать душевный разлад. Эта защита как бы отключает органы чувств от
угрожающей сознанию информации.
Когда в процессе острого спора, затрагивающего значимые для человека моральные аспекты, вы
вдруг замечаете, что ваш собеседник как бы не слышит ваши наиболее сильные аргументы, с
очевидностью выставляющие его в неблагоприятном свете, - это значит, что в игру вступил этот
механизм защиты. Закономерен вопрос - как же удается человеку не услышать именно то, чего он
слышать не должен - ведь это означает, что он как бы заранее знает, чего именно не надо слышать. На
первый взгляд, мы попадаем в логический парадокс. Органы чувств не воспринимают и не передают
мозгу то, что опасно и неприемлемо для него. Но что, кроме мозга, может оценить, опасна ли данная
информация или нет? Как можно оценить то, что еще не воспринято и, следовательно, не известно?
Мне кажется, объясняется этот парадокс следующим.
Каждый человек нарабатывает неосознаваемый опыт, который сам по себе позволяет, не
прибегая к логической проверке, видеть в той или иной - в принципе нейтральной - информации
сигнал возможной потенциальной опасности. Если в прошлом такая нейтральная информация
достаточно часто предшествовала угрожающей и неприемлемой ситуации, она становится сигналом
опасности. И тогда эта информация самим своим воздействием повышает порог восприятия у органов
чувств - как бы воздвигает временное непреодолимое препятствие на пути как к сознанию, так и к
бессознательному. Например, если мы обращаемся к собеседнику: "А хочешь, я докажу тебе, что ты
неискренен (непорядочен, завистлив, мелочен и т.д.)?" - этой или подобной фразой вы предупреждаете
его систему психологической защиты, что надо быть начеку и лучше бы профилактически выключиться
из этого спора, хотя бы на время. Не удивляйтесь, если после этого часть ваших аргументов пропадет
втуне, останется не услышанной - вы сами сделали для этого все, что могли.
Один мой знакомый, человек тревожный и мнительный, увидев прыщ на своей щеке, с
беспокойством спросил меня о возможных последствиях. Хорошо зная его характер, я постарался
развеять его опасения. Однако случайный свидетель этого разговора внезапно вмешался в беседу: "По-
моему, вы напрасно относитесь к этому так легкомысленно. Это фурункул, он может быть очень опасен.
Один мой товарищ умер от точно такой же штуки". Я внутренне ахнул и, не найдясь сразу, как ответить,
протянул недоверчиво: "Ну-у, так уж сразу и умер..." И тут мой знакомый внезапно повернулся ко мне и
сказал раздраженно: "С чего это вы вдруг заговорили о смерти? Разве речь шла о смерти?.." Было
очевидно, что он просто не слышал реплики третьего собеседника. По-видимому, первые же его слова о
легкомысленном отношении к прыщу послужили сигналом к "запуску" механизма перцептуальной
защиты, ибо стало ясно, что ничего утешительного не последует. Он включился в разговор, только когда
я заговорил вновь, ибо был заранее настроен на мою моральную поддержку и, что называется, нарвался
на растерянный ответ непрошеному благожелателю.
Для того чтобы такой механизм "сработал", мир должен восприниматься во всем реальном
многообразии и многозначности связей между явлениями, а это уже, как мы стремились обосновать в
предыдущей главе, находится в компетенции правополушарного мышления. Если бы прогноз при такой
форме психологической защиты основывался только на немногих - "логически высчитанных",
однозначных - связях, она оказалась бы совершенно неэффективной: только "широкий невод", сотканный
из бесчисленных нитей опыта, может уловить угрожающие сигналы до их осознания. А так как в
реальной жизни угрожающая ситуация совершенно необязательно возникает вслед за таким сигналом,
то есть "оправдываются" далеко не все "наработанные" житейским опытом предчувствия, то механизм
перцептуальной защиты, когда он активен, работает с некоторой избыточностью, что делает его не
очень выгодным, ибо он нарушает нормальное и полное восприятие реальности.
При определенных условиях этот вид защиты может стать опасным для физического здоровья.
Есть категория людей, которые любой намек на собственное физическое неблагополучие воспринимают
очень личностно. Они как бы не могут позволить себе болеть, ощущая болезнь как недостойную
|