"да" будет всегда "да" и пусть твое "нет" всегда будет "нет" - вот основной принцип логического
мышления. Этот принцип незаменим при решении тех задач, которые имеют лишь один ответ, целиком
вытекающий из исходных условий. Нередко к такой категории относятся отдельные элементы
производственных задач, но все-таки чаще всего они встречаются в учебниках арифметики.
Большинство же чисто человеческих проблем, связанных с отношениями между людьми, не
соответствуют таким принципам решения. Альтернативная постановка вопроса для них часто
бессмысленна. Когда при мотивационном конфликте один и тот же стиль поведения выглядит для
человека одновременно и неудержимо привлекательным, и абсолютно непозволительным, логике здесь
делать нечего. Напротив, ведь именно в рамках четкого бескомпромиссного размежевания правильного
и неправильного, приемлемого и неприемлемого и оказался возможным внутренний конфликт, ибо он
подразумевает высокий уровень этики, немыслимый без такого четкого размежевания. Но в любом
рациональном варианте решения такого конфликта есть и сильные, и слабые, и положительные, и
отрицательные стороны. Нельзя точно взвесить их на весах логики.
Таким образом, избыточное доминирование формальнологического мышления одновременно
создает условия для формирования тупиковых конфликтов и препятствует их разрешению. При таких
тупиковых конфликтах ограничены возможности для поисковой активности, и легко возникает
состояние отказа от поиска.
Однако у здорового, гармонично развившегося и воспитанного в нормальных условиях человека
способность к выделению себя из мира, к логическому мышлению и установлению однозначных связей
счастливо уравновешивается способностью к установлению связей многозначных. Он способен к
невербальному общению и широкому использованию образного мышления, благодаря которому
обеспечивается интеграция с миром не на рациональном, а на непосредственно чувственном уровне.
Если логическое мышление характеризуется выделением из всего обилия существующих связей между
предметами и явлениями одной или двух, то образное мышление одномоментно схватывает их все,
практически в полном объеме. В результате создается многозначный кон текст, в котором предметы и
явления взаимодействуют одновременно во многих смысловых плоскостях. Даже если эти разнородные
связи логически несовместимы и по формальным критериям противоречат друг другу, в рамках
образного мышления они способны интегрироваться, так как это мышление принципиально не
альтернативно. Именно поэтому оно открывает новые, неожиданные и нетривиальные подходы к
проблеме, возможности для поиска как в бодрствовании, так и во время сновидений. В настоящее время
ни у кого нет сомнений, что образное мышление играет ключевую роль в интуиции и творческом
озарении, а ведь решение мотивационного конфликта - это тоже своеобразный творческий акт.
Но чтобы образное мышление выполняло свою функцию успешно, оно должно быть хорошо
развито. Только при этом условии человек способен бесконечно черпать силы из бесчисленных и
многозначных связей с природой и другими людьми. Формирование способности к непосредственному
взаимодействию со всем сущим начинается с самых ранних эмоциональных отношений, которые
складываются между ребенком и матерью. Любые эмоциональные отношения по природе своей
многозначны, ибо вбирают в себя целостное восприятие другого человека, со всеми его чертами и
качествами, нередко противоречивыми. Очень трудно, а часто даже невозможно рационально
объяснить, почему мы относимся к другому так, а не иначе. Особенно это касается чувства любви.
Эмоциональное (а не рациональное) отношение всегда строится на пересечении многих факторов,
зависящих не только от объекта, но и от субъекта этих отношений. Эмоциональная связь с другим
человеком дает ощущение, что ты ну жен в этом мире и не затерян в нем. В то же время эмоциональные
отношения значимы и для самого субъекта. Вот почему такие отношения, и особенно на ранних этапах,
играют столь большую роль в развитии образного мышления, способности к восприятию многозначных
связей.
Еще не так давно основное внимание уделялось раскрытию у человека в процессе
индивидуального развития способности к членораздельной речи и логическому мышлению. Вся
индивидуальная история человека рассматривалась как начинающаяся именно с этого этапа.
Одновременно как бы молчаливо подразумевалось, что способность к невербальному восприятию
является врожденной и мало зависит от постнатального развития, от человеческих контактов. Однако
многочисленные исследования последних лет, особенно интенсивно проводившиеся в школе крупного
|