тогда как требование продолжить поиск выхода во что бы то ни стало аналогичен давно высмеянной
формуле "возьмите себя в руки". Если в личности у пациента при этом сохранено здоровое начало и
потребность в поиске, то она должна потом спонтанно проявиться в чистом творчестве, в действии, а
не в деятельности, в том, что в принципе не может быть фрустрировано. Таким образом, это не призыв
к пассивности - это призыв к отказу от тупикового пути, от той активности, которая сродни
невротической тревоге. Считайте, что вы уже имеете то, к чему стремитесь, и ведите себя
непринужденно и раскованно. Утверждение "ты уже достиг идеала" является той аксиомой, которая
разрешает внутренний конфликт, возникший из-за невозможности достичь желаемого. Личность
действительно возможна только в становлении и развитии, и поэтому утверждение "тебе нечего искать"
- лишь уловка для того, чтобы устранить препятствия на пути к такому развитию, это утверждение
высших возможностей в человеке, его трансцендентности.
Утверждение "тебе ничего не надо искать" основано на том же универсальном психологическом
принципе, что и требование "не думай о белой обезьяне" (после чего уже ни о чем другом думать не
удается), или предложение больному с нарушением сна - "не спите, и не надо, это вообще
необязательно". Поиск в его высшей форме творческой активности возникает, если снимается страх
перед его отсутствием или безуспешностью.
Если поисковая активность имеет такое важное биологическое значение, то почему же и в каких
ситуациях происходит отказ от поиска? Он возникает тогда, когда человек не видит выхода из ситуации,
представляющейся ему тупиковой. Он не находит возможностей преодолеть внешние препятствия и
противодействия других людей или не находит способов разрешения внутреннего конфликта. Это
происходит, например, когда человек полагает, что может добиться вожделенной цели только при таком
поступке, который приведет к утрате самоуважения и будет противоречить всем его принципам.
Однако объективно ситуация редко бывает действительно неразрешимой. Как правило, она
только воспринимается так человеком. И даже в тех случаях, когда жизненные события действительно
складываются фатально, у человека остается возможность пересмотреть свое отношение к ним, снизить
для себя их значимость. Такая переоценка, которой должна способствовать психотерапия, - это в
сущности способность увидеть новые стороны ситуации, понять или, вернее, почувствовать, какое в
действительности относительно скромное место занимает данный конфликт в бесконечно богатом мире
человеческих чувств и отношений. Но для этого прежде всего нужно, чтобы этот мир чувств и
отношений был действительно богат. Здесь мы подходим к природе неразрешимых конфликтов,
приводящих к отказу от поиска и дистрессу. Когда говорят о человеческом общении, имеют в виду
прежде всего речевое общение, которое обеспечивает однозначное взаимопонимание между людьми.
Самосознание, выделение себя из окружающего мира, способность к формированию абстрактных,
наиболее обобщенных понятий - все это неразрывно связано с речью.
Однако неизменяющаяся способность к восприятию себя в качестве познающего субъекта,
обеспечивая человеку необходимую автономию поведения, может оборачиваться и своей
противоположностью, когда выделение себя из мира переходит в отделение себя от мира, в отчуждение
от него. В этих случаях из всего обилия связей человека с миром остаются только однозначные,
линейные, уплощенные. Отношения субъекта с другими людьми и даже с природой могут приобрести
исключительно формальный характер. При этом отсутствует чувственное постижение другого человека.
Естественно, не остается места для эмпатии, чувства сопереживания, и нет ощущения сопереживания со
стороны другого человека. Мир при таком отношении с людьми и природой кажется холодным и
чужим, и человек оказывается в позиции противостояния миру, вместо того чтобы ощущать себя его
неотъемлемой частью.
Преобладание формально-логического мышления не только обедняет личность, лишая ее радости
восприятия мира во всем многообразии и удовольствия от ощущения себя неразрывной частью этого
неисчерпаемо богатого мира. Одновременно создаются еще и предпосылки для постоянных конфликтов
как с миром, так и с самим собой.
Дело в том, что логическое мышление по природе своей альтернативно. Оно не признает
амбивалентных отношений, одновременного принятия и отражения, полутонов между белым и черным,
промежуточных вариантов между "да" и "нет". Оно раздражающе правильное в мелочах, но из-за своей
нетерпимости приводит к ошибкам при применении к основным жизненным проблемам. Пусть твое
|