аффективные отношения между больными и терапевтом. Если такие отношения доверия и
привязанности складываются, то не существенно, каким конкретно методом пользуется психотерапевт.
Если нет, о том, как и за счет чего эти отношения способны изменить психическое и соматическое
состояние пациента, никакого определенного ответа нет.
Чтобы понять принципы действия психотерапии, прежде всего необходимо вскрыть наиболее
общие механизмы возникновения неврозов и психосоматозов. Согласно моей концепции поисковой
активности, наиболее общей, неспецифической посылкой к развитию различных форм патологии - от
неврозов до злокачественных опухолей - является снижение поисковой активности, и особенно отказ от
поиска в ситуации, которая не удовлетворяет субъекта, фрустрирует его потребности. У человека реестр
поисковой активности достаточно широк и включает различные виды психической деятельности -
планирование, прогнозирование, фантазирование и т.п. В наиболее чистом виде поисковая активность
проявляется в творчестве. Экспериментально показано, как я уже писал выше, что поиск, независимо от
сопровождающих его эмоций, повышает резистентность организма к разнообразным вредным факторам,
тогда как отказ от поиска снижает резистентность и открывает дорогу заболеваниям. Клинические
наблюдения подтверждают этот вывод.
Вытеснение неприемлемого мотива, лежащее в основе неврозов и многих психосоматических
заболеваний, представляет собой по существу частный, хотя и часто встречающийся вариант отказа от
поиска: это отказ от поиска способов реализации мотива в поведении и способов его примирения с
основными социальными установками; отказ от поиска в этих случаях иррадиирует и на другие аспекты
поведения, снижая творческую продуктивность.
Может сложиться впечатление, что подчеркивание решающего значения поисковой активности
противоречит некоторым фундаментальным направлениям психотерапии. Действительно, существуют
психотерапевтические школы и философские учения, которые требуют от человека для достижения
душевного равновесия отказаться от какого-либо поиска, от любой активности, даже от поиска самого
себя. На вопрос, как достичь совершенства и гармонии, следует неожиданный ответ: "Тебе не надо
никем становиться и ни к чему стремиться, ибо ты уже достиг желаемого, прими это как данность". Нам
кажется, что этот психотерапевтический прием слишком часто понимается совершенно неверно. Если
бы его действительно следовало бы принимать в прямом и бесхитростном смысле приведенного
утверждения, то немедленно возникло бы серьезное внутреннее противоречие во всей этой системе
психотерапии. Если все дано изначально и не надо искать ничего, даже самого себя, то нет никакой
основы для духовного развития личности, для какого-либо движения, и жизнь должна остановиться.
Между тем основатели и последователи этого направления неустанно подчеркивают, что принятие этой
позиции есть исходное и необходимое условие спонтанной и свободной активности, максимальной
творческой реализации личности. Как же разрешить этот парадокс? Для этого необходимо, во-первых,
вспомнить, что некоторые авторы предлагают отличать деятельность как упорядоченный,
запрограммированный, целенаправленный процесс, имеющий строгие предпосылки в прошлом и
ориентированный на определенные результаты в будущем, от спонтанного, гибкого, свободного
действия, всякий раз формирующегося и не скованного прошлым опытом и далеко идущими планами.
Деятельность в этом понимании они отвергают и действие приветствуют, связывая с ним творческий
акт и самореализацию личности. Но ведь действие, являющееся максимально естественным и
адекватным ответом на требования реальности или своего внутреннего мира, тоже требует поиска - при
всей своей спонтанности это же отнюдь не рефлекторный ответ. Нам представляется, что основное
отличие между действием и деятельностью в том, что первое обходится без механизма вероятностного
прогноза, который ответственен за создание априорной модели реальности и направлен на то, чтобы
непосредственные впечатления максимально соответствовали этой модели. Но в таком случае дело не в
прекращении поиска как такового, а в прекращении только определенной его формы - в конечном итоге
той самой, которая может привести при не благоприятном стечении обстоятельств к отказу от поиска.
Второе соображение находится в тесной связи с первым. Призыв к отказу от поиска в рамках
психотерапии в действительности означает призыв к отказу от всего - мотивов, притязаний, надежд.
Этот совет особенно важен для тех, кто уже вынужден обратиться к психотерапевту, философу или
учителю, ибо по существу исчерпал возможности поиска в ранее доступной ему форме. В этой ситуации
призыв к отказу от поиска может действовать как транквилизатор, устраняя невротическую тревогу,
|