107
Государственный комитет, федеральная комиссия, как коллегиальные органы, не
равнозначны органам, осуществляющим деятельность на коллегиальной основе. Ведь
на такой же основе действуют и единоначальные органы. Известно, что в этих целях в
них создаются коллегии.
Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся
обычно по модели министерств.
Некоторые государственные комитеты имеют статус федерального министерства.
Например, Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 года
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным
имуществом установлен статус федерального министерства.*
_____________________
* Российская газета. 1994, 2 ноября.
Правовое положение федеральных служб, российских агентств, федерального
надзора во многом аналогично тому, которое занимают государственные комитеты,
федеральные комиссии. Это касается порядка их образования, назначения
руководителей, подчиненности утверждения положений о них. Особенности связаны с
комбинированием их специальных функций, соотношением их удельного веса в
деятельности конкретных органов этих видов (см. гл. данного учебника). Хотя строго
говоря, возложенные на них «исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие...» функции в различном соотношении входят в сферу деятельности и
других федеральных органов исполнительной власти. Для деятельности федеральных.
служб, агентств, надзора, как правило характерна лишь их большая специализация.
В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы
исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в
следующие группы:
а) органы, осуществляющие руководство
отраслями, либо их однородными
комплексами;
б) органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;*
______________________
*К каждой из этих групп могут принадлежать органы различных
организационных форм.
в) органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им
компетенции специализированные функции вневедомственного значения;
г) органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и
иным проблемам;
д) иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:
а) экономики. Это министерства топлива и энергетики; экономики; сельского
хозяйства и продовольствия; государственные комитеты Российской Федерации по
земельным ресурсам и землеустройству; жилищной и строительной политике; по
поддержке и развитию малого предпринимательства; федеральные службы по делам о
несостоятельности и финансовому оздоровлению; лесного хозяйства и др.
б) социально-культурной деятельности. Министерства общего и
профессионального образования; культуры; науки и технологиям;
труда и социального развития; здравоохранения; государственные комитеты
Российской Федерации по делам молодежи; по кинематографии; по печати; по
физической культуре и спорту; Федеральная государственная служба и др.;
в) административно-политической деятельности. Министерства обороны,
юстиции, внутренних дел, иностранных дел, по делам, национальностей и
федеральным отношениям и др.; службы: Федеральная пограничная служба
|