129
государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации 11 января 1995 года, не предусматривается
учреждение в Конституционном Суде Российской Федерации высшей государственной
должности.
Применительно к группам государственных должностей государственной службы
служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного
квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего:
действительный государственный советник Российской Федерации 1,
2 и 3 класса
государственным служащим высших государственных должностей; государственный
советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса государственным служащим
главных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса
государственным служащим старших должностей; советник государственной службы
1, 2 и. 3 класса; референт государственной службы I, 2 и 3 класса государственным
служащим младших должностей.
Мотиваций и критериев деления государственных должностей государственных
органов Закон об основах государственной службы не содержит. Не усматривается
также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих,
замещающих соответствующие государственные должности государственной службы.
Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о порядке присвоения и
сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим,
утвержденным указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 года ¹
578 .*
___________________
* Российская газета. 1996.15 мая.
Однако несомненно, что каждой группе указанных должностей свойственны
элементы статуса, определяющие особенности правового положения государственных
служащих, замещающих должности данной группы, а также требования к их
квалификационному уровню.
Следует особо подчеркнуть, что понятие государственного служащего и
государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с
государственными органами. Хотя в преамбуле Закона об основах государственной
службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации
государственной службы Российской Федерации и основы правового положения
государственных служащих Российской Федерации, его действие распространяется
не на всех государственных служащих. Они функционируют не только в
государственных органах, но и на государственных предприятиях; в учреждениях и
иных организациях. Различия между вышеназванными органами предопределены их
функциональным назначением, адекватным природе государственных органов и
предприятий, учреждений, организаций.
Государственные служащие государственных органов сосредоточены на
осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие
различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в
государственных органах направлена на эту цель.
Функциональное назначение служащих государственных предприятий,
учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов
соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть
выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности
предприятий, учреждений и организаций.
Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не
совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие
государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой
|