130
предприятий. Так, содержанием деятельности большинства служащих
государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение
полномочий, характерных для государственных органов; труд государственных
служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий за счет
прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. (При этом имеются в виду
служащие, являющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и
лица без гражданства в допускаемых законом случаях также могут занимать должности
на предприятиях, в учреждениях, но, они, естественно, не могут быть отнесены к
российским государственным служащим).
Вместе с тем в статусе государственных служащих государственных органов, и
например, государственных предприятий немало общего. Так, руководители
предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими
государственными органами,
им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный
штрих в правовом положении руководителей предприятий указывает на
государственный характер их служебной деятельности.
На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие
подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а)
служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по
выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия,
учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера,
например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.); б) служащие, деятельность
которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением,
организацией (руководители, их заместители и т.д.).
Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных
функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую
деятельность.
Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным
служащим военнослужащие. Он обусловлен неоднородностью состава
военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них
профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы,
военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на
военных предприятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции,
которые выполняются рабочими и служащими гражданских (невоенных) органов,
предприятий и учреждений. Вместе с тем их статус обременен рядом существенных
правил, обусловленных спецификой военной службы.
Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государственной службы к
государственным служащим следует отнести военнослужащих, занимающих
должности в органах военного управления, в других военных организациях и
учреждениях.
Однако признание в этом смысле государственными служащими всех
военнослужащих является ошибочным. Ими не являются, например, рядовые
военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений и др.
Особенности статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом,
признанным российским правом. Для их отождествления с другими служащими нет
юридических оснований.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных
служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на
должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.
В Законе об основах государственной службы подобная классификация
отсутствует, хотя она имеет принципиальное и прежде всего практическое значение. В
частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является
|