176
е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и
оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного
управления;
ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать установленные
действующим законодательством права и законные интересы граждан и
негосударственных формирований в сфере государственного управления.
Правовые акты управления, независимо от их юридического содержания (правила
поведения или конкретные предписания), не могут характеризоваться в качестве
законодательных актов. Данное замечание вызвано тем, что в официальном Собрании
законодательства Российской Федерации, вопреки правовой логике, публикуются акты
федеральных органов исполнительной власти.
В связи с изложенным важное значение приобретают следующие два
конституционных правила. Во-первых, в случае противоречия между федеральным
законом и нормативным правовым актом исполнительного органа субъекта федерации,
изданным вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения
Федерации и ее субъектов, действует акт, принятый на уровне субъекта федерации (ст.
76 Конституции Российской Федерации). В иных случаях при наличии противоречий
действуют федеральный закон или нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти. Во-вторых, правовой акт нормативного характера,
затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может применяться, если он
не был опубликован официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции
Российской Федерации).
Определенные требования предъявляются и к порядку издания правовых актов. В
их числе, например, соблюдение коллегиальности, если таковая предусмотрена
официально; необходимость согласования проектов актов с заинтересованными
сторонами; соблюдение установленного официально наименования акта; соблюдение
установленных реквизитов (штампы, печати, подписи, исполнители, сроки исполнения,
контроль за исполнением и т.п.).
Важное значение для механизма действия правовых актов имеют установленные
процедуры, в рамках которых осуществляется их подготовка, издание и вступление в
законную силу. В данном случае акцент должен быть сделан на подготовке проектов
актов, их обсуждении, визировании и правовой экспертизе, процедуре принятия,
подписания и т.п. За такого рода процедурами можно проследить на примере
подготовки и издания постановлений и распоряжений Правительства Российской
Федерации.
Так, Законом о Правительстве Российской Федерации предусмотрен круг
вопросов, решения по которым принимаются исключительно на его заседаниях
(коллегиальность); установлено, что на его заседаниях решения принимаются
большинством голосов членов Правительства, а в неотложных случаях от имени
Правительства распоряжения по отдельным вопросам государственного управления
издает его Председатель, информируя об этом Правительство; что проекты,
постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство, предварительно
рассматривают первые заместители и заместители Председателя Правительства, а для
разработки проектов решений Правительства и рассмотрения разногласий по ним
Правительство создает постоянные и временные комиссии и другие рабочие органы;
что постановления подписываются Председателем Правительства или же по его
поручению первым его заместителем, а распоряжения Председателем или его
первым заместителем; что постановления и распоряжения вступают в силу со дня их
подписания, если иное не предусмотрено в этих актах; что постановления публикуются
в Собрании законодательства Российской Федерации, а при необходимости широкого и
немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства
массовой информации (ст. 2427, 2930).
|