Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 467 
Next page End  

188
обеспечивается через волю и сознание управляемых («соподчинение воль»). При этом
используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается
возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не дает
оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.
С учетом названных качеств административных методов очевидно, что без их
использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на
поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то
должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необ-
ходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в
руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют
администрирование, т.е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее
характерных для этих субъектов методов — административные.
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств
экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-
управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при
этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного
поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е.
опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.
Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда
он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных
предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально
стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим
(например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т.п.).
Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта
в выполнении поставленных перед ним задач. Управляющее воздействие
осуществляется не прямо на поведение (это можно делать, а это нельзя и т.п.), а
косвенно (опосредствованно), т.е. через воздействие на материальные (имущественные)
интересы объекта управления. Должное поведение последнего достигается
перспективами материальных выгод, равно как и угрозой материальяых санкций.
Следовательно, экономические рычаги, используемые в процессе решения
управленческих задач, устанавливают систему материальных стимулов. Однако
управляющее воздействие составляет содержание и таких рычагов, что сближает их по
конечной цели с рычагами прямого (административного) характера.
Проблема методов управления диалектична. Это означает, что недопустимо
антагонистическое противоречие между методами прямого и косвенного воздействия.
И для этого имеются соответствующие причины.
Во-первых, поскольку управленческая деятельность по своей природе
административная («административное» суть «управленческое»), постольку любые
методы, используемые в процессе ее практического осуществления, не могут не быть
административными. В силу этого выделение административных и экономических
методов управления алогично; буквально имеются в виду «управленческие методы
управления», независимо от того, какое содержание в них вложено, т.е. единые по
своей сути методы управления.
Во-вторых, средства прямого (административного) и косвенного
(экономического) назначения используются с единой конечной целью — реализации
управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.
В-третьих, эти средства практически используются одними и теми же, а не
различными, субъектами исполнительной власти.
В-четвертых, они используются в отношении одних и тех
же
объектов
управления; не существует таких объектов, которые нуждаются исключительно в
косвенном управляющем воздействии.
Hosted by uCoz