189
В-пятых, прямые и косвенные средства используются в практической
деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках
единого варианта, а именно как одностороннее и властное волеизъявление субъекта
управления. Например, поощрительные или стимулирующие меры (премии,
материальные льготы и т.п.) оформляются в виде соответствующих управленческих
решений (приказ о премировании, решение о предоставлении кредитных или
налоговых льгот и т.п.).
В-шестых, для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия
требуется, как правило, единая правовая форма. Между тем нередко при выделении
административных и экономических методов исходят из того, что первые
регламентированы правом, а вторые базируются непосредственно на объективных
экономических закономерностях общественного развития. Подобная аргументация
глубоко ошибочна. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены
только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической
формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление
вообще. Тем более что речь идет о самом существенном о непосредственном (или
опосредствованном) управляющем воздействии на объект управления.
В-седьмых, практически в правовых актах управления можно обнаружить
органическое сочетание экономического содержания административно-правовой
формы. Так, указы Президента Российской Федерации о повышении уровня заработной
платы отдельным категориям работников, о материальных компенсациях в связи с
инфляцией, несомненно, затрагивают материальные интересы, являясь в то же время
юридической формой реализации государственно-управленческих функций.
Экономические рычаги управляющего воздействия, следовательно, приобретают
жизненность не сами по себе, а с помощью административно-правовых средств.
Изложенные позиции свидетельствуют о том, что распространенное
конструирование особых экономических методов, противоположных
административным, неправомерно.
Проблема методов государственно-управленческой деятельности или
административно-правовых методов состоит в обеспечении разумного сочетания в
механизме управляющего и властного по своей изначальной природе воздействия на
управляемые объекты, на их поведение и взаимоотношения средств (рычагов) прямого
и косвенного характера. Задача такого рода, в смысле ее последовательного решения,
во многом зависит от субъективных факторов т.е. от профессионального уровня
подготовки управленческих кадров. Не меньшее значение имеет и содержание
законодательных и административно-правовых норм, регламентирующих взаимосвязи
между субъектами исполнительной власти и управляемыми. Современное их состояние
далеко от совершенства.
Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно
разнообразно. Это
установление правил поведения в сфере государственного
управления общеобязательного или частного характера; утверждение конкретных
(адресных) заданий; предписания о совершении определенных действий; назначение на
должности;
удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений;
запрещение определенных действий; выдача разрешений различного рода;
осуществление регистрационных действий; проведение контроля и надзора;
материальное и моральное поощрение;
применение материальных санкций; разрешение споров между участниками
управленческих отношений; установление стандартов;
оформление государственных заказов; применение административно-
принудительных мер и т.п.
|