Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 467 
Next page End  

202
Длящееся административное правонарушение следует отличать от
продолжаемого, под которым понимается совершение одним и те же лицом нескольких
тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит
административной ответственности. Например, им может быть изготовление и
использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено
неоднократно.
Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические
лица; б) организации (см. § 8 данной главы).
Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма
разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного
правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых
профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к
религиозным объединениям.
Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные
основания для административной ответственности, для других — ограничение
применения ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных
средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых
признаются субъектами административных правонарушений, связанных с
несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их
служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной от-
ветственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных
работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные
правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные
женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп,
несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться
за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может
применяться арест и т.п. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в об-
щей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые
лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-
летнего возраста (ст. 13, 20).
В его Общей части нет упоминания о гражданах как субъектах административной
ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной
части.
Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из закона
вытекает необходимость различий между субъектами административной
ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект
административного правонарушения подлежит административной ответственности.
Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не
административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов
административного правонарушения и круг субъектов административной
ответственности не совпадают.
Субъективная сторона административного правонарушения психическое
отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его
последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо,
совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при
наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его со-
вершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения
предусмотрена КоАП РСФСР (ст. 10).
Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к
совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их
Hosted by uCoz