Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 467 
Next page End  

205
правонарушителя. Закон не раскрывает содержания этих понятий, но очевидно, что
ими могут быть различные обстоятельства, смягчающие ответственность за
административные правонарушения: личность нарушителя, степень его вины,
имущественное положение (ст. 34 КоАП РСФСР).
Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье
являются: наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного
правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, мер
общественного воздействия; принятие решения об освобождении от административной
ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о
данном правонарушении.
Последнее условие в ст. 21 КоАП РСФСР специально не оговаривается, но оно
вытекает из того требования, что установить наличие состава административного
правонарушения может лишь орган (должностное лицо), рассматривающий дело по
существу.
Последствием освобождения от административной ответственности является
передача материалов об административной ответственности для применения мер
общественного воздействия. Это означает, что в подобных случаях лицо, совершившее
административное правонарушение, не освобождается от реакции на него со стороны
общественности.
О мерах общественного воздействия, применяемых к лицам, совершившим
указанные в ст. 21 КоАП РСФСР правонарушения, органы и организации, которым
направлены материалы, обязаны сообщить органам (должностным лицам),
направившим материалы.
Согласно ст. 22 КоАП РСФСР, освобождение от административной
ответственности возможно при малозначительности совершенного административного
правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки.
Основания освобождения от административной ответственной необходимо
отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия).
Имеются в виду необходимая оборона и крайняя необходимость.
4.1.5. Ограничение административной ответственности
Оно может выражаться в ограничении применения к тем и ли иным субъектам
административных правонарушений взысканий либо оснований для их применения.
В первом случае лицо признается субъектом данного административного
правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из
предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может
применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12
лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не
может применяться к лицам, для которых охота является основным источником
существования. Имеются ограничения и в применении конфискации, возмездного
изъятия предметов, Являющихся орудием совершения или непосредственным объектом
правонарушения, лишения специальных прав (см. ст. 28, 29, 30 КоАП РСФСР).
Ограничение оснований для применения административных взысканий
установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей,
прокуроров, а также лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной
с применением административных взысканий в административном порядке и в других
случаях, предусмотренных законодательством. Так, военнослужащие и призванные на
сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел, несут ответственность за административные правонарушения по
дисциплинарным уставам. На общих основаниях они несут ответственность лишь за
нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных
запасов, таможенных правил и контрабанду. К ним не могут быть применены
Hosted by uCoz