204
14). В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и
тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную
социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если
административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли
государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые
административные правонарушения предусмотрены более суровые меры
ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной
опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных
правонарушений вообще, а также внешне сходных, совпадающих по ряду своих
параметров преступлений и административных правонарушений в особенности.
Вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и
административных правонарушений имеет важное практическое значение, поскольку
административная ответственность за правонарушения наступает лишь при условии,
что они не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством
уголовной ответственности (см. ст. 10 КоАП РСФСР).
Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном
законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и
субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон
определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее
14-летнего возраста, административного правонарушения только лица, достигшие
16-летнего возраста; нарушения правил безопасности движения лицами,
управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему
легкого телесного повреждения административное правонарушение, а те же
действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда человеку
преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической
природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства,
устанавливающего ответственность за их совершение.
Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка
тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными
отношениями (см. главу 14). Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей
одновременно признается административным правонарушением. Подобные
правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарных
правонарушений (проступков)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на
которых возложено выполнение определенных трудовых, служебных функций.
В законодательстве и литературе нередко говорится о нарушении налогового,
экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях
налоговых, экологических и т.п., как основаниях ответственности (например,
экологической и т.д.). Однако в подобных случаях допускаются существенные
неточности. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее
правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответ-
ственности уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной.
Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть
соответственно преступными, административными и другими. А это означает, что с
юридической точки зрения некорректно выделять экологическую, налоговую и т.д.
ответственность.
4.1.4. Освобождение от административной ответственности
Основания, условия и последствия освобождения от административной
ответственности за совершение административного правонарушения предусмотрены
ст. 21 и 22 КоАП РСФСР.
Основанием освобождения от административной ответственности в соответствии
со ст. 21 КоАП РСФСР является характер правонарушения и личность
|