284
классифицированы по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от
принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию
управления. Классификация правовых актов по этим критериям позволяет расширить
представление о правовых основах организации управления, их сложной структуре в
современных условиях. При этом надо иметь в виду, что ныне отсутствует четкое
разграничение компетенции органов государственной власти и должностных лиц в
вопросах организации управления на уровне Российской Федерации и ее субъектов. С
точки зрения государственного строительства положение явно ненормальное и,
естественно, подлежащее исправлению.
По юридической силе выделяются:
а) Конституция Российской Федерации, закрепляющая в общем виде структуру
экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;
б) законы Российской Федерации;
в) постановления палат Федерального Собрания;
г) конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы
субъектов Российской Федерации, кроме республик, имеют большое значение для
организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых
законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов
Российской Федерации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления
и их статуса;
д) подзаконные акты: Президента Российской Федерации и органов
исполнительной власти.
Среди актов данной группы особое место занимают указы и распоряжения
Президента Российской Федерации. С одной стороны, они подзаконны, поскольку, как
известно, не должны противоречить Конституции Российской федерации и
федеральным законам. С другой, они могут издаваться для регулирования
общественных отношений первичным образом, то есть тех, которые не урегулированы
федеральными законами. В Конституции Российской Федерации не случайно не-
применена формула, что акты Президента издаются на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Президент Российской
Федерации обладает более широкой свободой в регулировании общественных
отношений. Издаваемые им правовые акты не всегда являются прямым следствием
принятых законов, их конкретизацией и развитием, что характерно для
правотворчества органов исполнительной власти. Многие правовые акты Президента
Российской Федерации посвящаются вопросам организации управления, статусу
различных звеньев его системы на уровне Российской Федерации, ее субъектов и
местного самоуправления.
Определенные вопросы внутренней самоорганизации решаются с помощью
правовых актов соответствующих органов и их должностных лиц.
В зависимости от принципа федерализма. Данный принцип находит свое
отражение в системе правовых актов, регламентирующих организацию управления.
Система их формируется на основе разграничения компетенции органов
государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области организации
управления в целом и в конкретных сферах и отраслях.
По содержанию различаются
общие правовые акты, распространяющие свое
действие на определенные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли
они возникают, и
специализированные, регламентирующие вопросы организации
управления в отдельных отраслях и сферах.
В общих правовых актах содержатся нормы, касающиеся вопросов организации
управления, не имеющих отраслевой специфики. Такого рода акты являются
внеотраслевыми. Например, Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет
|