84
приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных
служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной законами об
ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об
увольнении.
Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения)
признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая
основанием для незаконных действий (решений), указанных в законе, то есть
повлекших нарушение прав и свобод и т.д. Признав обжалуемое действие (решение)
законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.
По смыслу закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное
решение. При обжаловании нормативного решения суд может признать его
незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить
обжалуемое решение вообще. Такое право суда не вытекает из вышеназванного закона.
Однако в установленных законодательством случаях нормативные правовые акты,
нарушающие права и свободы граждан, могут быть признаны судом
недействительными, например, по обращениям в суд прокурора, а также в
соответствии со ст. 191-197, 239 ГПК РСФСР.
Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только
законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей
юрисдикции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение
конституционных прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность
закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их
отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Арбитражным судам подведомственны многие категории дел по спорам,
вытекающим из административных правоотношений, в том числе об обжаловании
гражданами определенных актов и действий органов и должностных лиц (например, об
обжаловании отказа в государственной регистрации самостоятельной
предпринимательской деятельности граждан и др.). Однако не могут быть обжалованы
в арбитраже нормативные акты. Он рассматривает дела о недействительности актов,
адресованных конкретным лицам или группам лиц.
Уполномоченный по правам человека, как уже отмечено, рассматривает жалобы
граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов
местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в которых
усматривается нарушение их прав. Порядок их разрешения специфичен. Он рассмат-
ривает жалобу только в том случае, если ранее заявитель обжаловал соответствующие
решения и действия в судебном или административном порядке, но не согласен с
решением, принятым по его жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения
года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно
об
их нарушении. Установлены реквизиты жалобы: она должна содержать фамилию,
имя, отчество заявителя и его адрес; изложение существа обжалуемых решений или
действий; сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе.
Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к рассмотрению;
разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих
прав и свобод; передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право
разрешить жалобу по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
При выявлении нарушений прав и свобод гражданина Уполномоченный
принимает меры к их восстановлению.
Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации закрепляются,
главным образом, законодательством об обращениях, в том числе о жалобах граждан, а
также некоторыми другими законодательными актами. Подчеркнем повторно, что в
|