Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 467 
Next page End  

85
этих случаях имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитываются какие-либо
особенности в их правовом статусе.
Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса
граждан как лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся
участниками трудовых, юрисдикционных отношений.
Относительно соответствующих категорий лиц законодательством
предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он
установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным
законодательством, законодательством о труде, об административных
правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности
дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц, и т.д. Как исключение
специальное право обжалования военнослужащих закреплено Законом Российской
Федерации от 27 апреля 1993 года о судебном обжаловании.
Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного
права. Вместе с тем в его контексте также предусматривается специальное право на
внесудебное и судебное обжалование, например, постановлений о наложении
административных взысканий. Военнослужащий вправе обжаловать действия
(решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие
его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в порядке,
установленном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года о судебном
обжаловании.
Специальное право не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное
обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его
прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан
сильной бюрократизацией в их разрешении, отсутствием неотвратимой
ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получения
доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной
потерей значительного времени и обремененностью судебного обжалования пошлиной,
введением платы за выдачу необходимых документов (справок и др.).
Эффективность права жалобы как средства защиты прав и свобод граждан
предполагает устранение из законодательства всего того, что затрудняет его
реализацию. Должна быть сохранена ответственность за подачу жалобы в
клеветнических целях и специально установлена ответственность должностных лиц,
виновных в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлений граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года ¹ 810 «О мерах
по укреплению дисциплины в системе государственной службы»* установлен
специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах массовой
информации. Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны рассматривать не
позднее трех дней сообщения о нарушениях подчиненными должностными лицами и
работниками указанных органов федеральных законов и указов Президента Российской
Федерации, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими указанных актов и
вступивших в законную силу решений судов.
______________________
* Российская газета. 1996. 11 июня.                                          
Ответ редакциям должен быть дан не позднее двух недель с момента
опубликования сообщений в средствах массовой информации. На федеральном уровне
копии материалов рассмотрения таких сообщений направляются в Главное
контрольное управление Президента Российской федерации.                                     
Hosted by uCoz