89
государственной службы в Российской Федерации», где говорится о должностях
органов государственной власти и других государственных органов, в определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1997 г. по смыслу которого
указанные понятия являются нетождественными);
во-вторых, в нормативных актах последнего времени к органам исполнительной
власти относятся образования, которые ими не являются (многие службы, агентства,
надзоры). Подобные образования имеют в своем составе органы, выполняющие
функции исполнительной власти, но в целом не являющиеся органами этой власти.*
_________________
*В дальнейшем, при следовании текстам нормативных актов, такого рода службы,
агентства и т.д. относятся к органам с учетом того, что в их составе действуют органы,
являющиеся субъектами исполнительной власти, хотя и такое вынужденное решение
будет грешить против истины. Трудно представить, чтобы в каком-либо аспекте можно
было бы отнести к государственным органам исполнительной власти Российское
космическое агентство. Оно выполняет исключительно важные функции
общегосударственного значения, но из этого не следует необходимость признания его
органом исполнительной власти.
Правовое положение органов исполнительной власти во многом
предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей
степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо
их функции государственного управления в принципе отделены от функций
непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий,
учреждений и организаций.
Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» запрещено совмещение
функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, и, наоборот,
наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том
числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением
случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Положения Конституции Российской Федерации относительно органов
исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их
сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью
правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых
актов и, пока еще, с ненадлежащей полнотой.
Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом
могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным
является тот факт, что представляя собой одну из ветвей единой государственной
власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в
осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной
и судебной властей.
В период, предшествовавший введению института Президента Российской
Федерации и провозглашения Конституции Российской Федерации 1993 года, органы
государственного управления находились в жесткой зависимости от представительных
органов государственной власти. Ведущие звенья этих органов (Советы Министров,
министерства, государственные комитеты, исполкомы местных Советов)
образовывались и упразднялись представительными органами, были подотчетным и
подконтрольным им исполнительным аппаратом.
Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбитражей на состояние
законности в сфере государственного управления был незначительным, ограниченным
узкой сферой подведомственных их дел и форм реагирования на ее нарушения.
|